/ Читателям/ ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА

ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА

 

«Жили-были»… С этих или с других похожих слов начинается дорога в мир воображения, в страну сказки, где звери разговаривают, чудовища превращаются в принцев, а добро побеждает зло.

Мы все очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они становятся нашими друзьями на всю жизнь. Остаются советчиками в разных сложных ситуациях

Мы приходим в  восторг,  когда путешествуем со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживаем  с ними их приключения.

Что же такое СКАЗКА?

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет.

У сказки есть свои законы, традиционные сюжеты и особые «сказочные» правила. Разобраться, что такое сказка и как она пишется, поможет история возникновения жанра.

Сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.

Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. Феномен сказки, ее очарование заключается в по-особому организованном повествовании, в использовании сказочных формул, символической образности.

Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, тексты сказочного жанра строятся с помощью установленных традицией клише: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.

События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.

Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам. Сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

Как появился жанр сказка?

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях. В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять. Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям. Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы.

Сказка- явление в мировой культуре уникальное. Это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей. Пусть наши дети воспитываются на сказках, растут вместе с ними и становятся умными, добрыми, сильными, как сказочные богатыри.

Тысячи лет сказка накапливала духовный опыт народа. Оказывала влияние чудодейственной силы на человеческую душу. Воспитывала. Помогала становиться мудрее, осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать основы нравственности, морали, по законам которой предстоит жить детям.

Какие есть виды сказок в литературе?

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта. Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы: волшебные сказки; сказки о животных; бытовые сказки. В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка?

Волшебные сказки наиболее древние. Герои волшебных сказок олицетворяют разные миры. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий, культа предков. В волшебных сказках всегда присутствуют образы героев – заступников за обездоленных, борцов за правду и справедливость.

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи. В основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета. В пути герою приходят на помощь волшебные помощники: животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк); предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки); стихии.

Легендарные сказки более поздние. Они возникли в середине ХIХ века. Их корни следует искать в мифах или религиозной литературе. Многие из легендарных сказок произошли в результате переложения (адаптации) былинных и эпических повествований.

Что такое сказка о животных?

Сказки о животных по своим характеристикам ближе к жанру басни. Сюжеты занимают комическое повествование о проделках животных. Сказки о животных самые древние, в этот период человек еще обожествлял животных, черпал у них силы.

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль. В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр.

Что такое бытовая сказка?

Позже других распространилась бытовая сказка- это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни и где происходят чудесные события. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который борется за справедливость, попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание. В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Эти сказки повествуют о ловких, умных и мудрых советчиках.

Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке. Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.

КАК ЧИТАТЬ СКАЗКУ?

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Трудно переоценить чтение сказки ребёнку перед сном, создание близости и любви с родителями, особое состояние перехода ко сну с чувством тепла, спокойствия и некоторого волшебства.

Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции. Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять смысл сказки, пережить вместе с героями различные ситуации. Необходимо проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте, попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Не бойтесь читать одну и ту же сказку несколько раз. При повторном чтении ребенку становится яснее суть услышанного, в его воображении возникают более красочные образы персонажей.

Сказочные истории должны быть яркими, образными, но небольшими.

Читая сказку, старайтесь много не говорить (это отвлекает). Пусть в паузах ребенок научится думать, осмысливать услышанную историю.

Помните, что сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека жизненных ситуаций. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали.

Читайте сказки ребенку каждый день.

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст — это возраст сказки.

На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказки учат детей любить и уважать своих родителей. Из сказок дети также узнают, что сын, любящий своих родителей, никогда не оставит в беде свою Родину. Чувство сопричастности всему, что происходит на земле, патриотизм и героизм простого человека – все эти качества национального характера и нашли отражение в народных сказках.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала его. Также, выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента.

Чтобы понять, подходит ли выбранная сказка для ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка. Если вас что-то смущает в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда ребенок немного подрастет.

Сказки должны иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять.

Сказки должны подбираться с учетом того, насколько хорошо в них показаны чувства и переживания персонажей. С помощью сказки ребенок знакомится с чувственным миром людей, на примере сказочных персонажей наблюдает, как выстраиваются отношения в реальном мире.

Башкирские народные сказки —это так же произведения устного творчества башкирского народа, вид фольклорной прозы.

В своих сказках башкирский народ пытался высказать своё национальное мироощущение, наставить своих детей жизненной мудрости, поднимал нравственные, семейные, бытовые вопросы.

Записями башкирских сказок занимались фольклорные экспедиции на территории Башкортостана и в башкирских поселениях Свердловской, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской и Пермской областей СССР. Сказки были широко распространены среди башкир. Много сил отдали сбору башкирских сказок такие ученые как , С. Кукляшов, М. Бикчурин, Р. Игнатьев, М. Лоссиевский.

По своему содержанию башкирские народные сказки так же делятся на несколько видов.

І. Волшебные сказки. В них решающую роль играют чудесные помощники или волшебные средства, предметы. Герои волшебных сказок – разные люди: плешивый сын, прикидывающийся простаком; мальчик-пасынок; девочка-сирота, похищенная чертями девушка и другие. В волшебных сказках рассказывается о победе добра над злом, т. е. положительные персонажи одерживают верх над отрицательными персонажами с помощью волшебства и волшебных предметов.

ІІ. Бытовые сказки. В бытовых сказках, как и в волшебных, совершается невероятное, но не в чудесных, а в житейских обстоятельствах. Своим человеческим превосходством – остроумием, находчивостью, нравственной стойкостью – герой бытовой сказки одерживает верх над обыкновенными людьми.

Башкирские бытовые сказки подразделяются на новеллистические (повести), сатирические, анекдотические.

Это сказки об умных делах и словах, семейных отношениях, сказки-притчи, сказки-нравоучения. Герои этих сказок: царь, бай, пастух, работник, купец, солдат и т. д.

Сатирические и юмористические бытовые сказки рассказывают о хитрецах и обманутых ими людях.

ІІІ. Богатырские сказки. Богатырские сказки повествуют о чудесных богатырях и их подвигах, о защите слабых и об установлении равенства, справедливости, мира в стране.

ІV. Шуточные сказки. Шуточные сказки имеют сатирическую заостренность. На переднем плане выступают хитрецы, показывается моральное превосходство простых людей, осуждается социальная несправедливость, зло, тупость.

  1. Сказки о животных. Сказки о животных отличаются тем, что героями являются животные, которые наделяются качествами людей.

Во всех видах башкирских сказок отражается мечта народа о свободе, о том, чтобы не было бедных, а все люди были богаты и счастливы. Осуждается жадность, тупость, трусость, предательство, корыстолюбие. Прославляются – трудолюбие, доброта, подвиги.

И одна из таких- Башкирская народная сказка «Три дочери»

Жанр-народная волшебная и бытовая сказка.

Давным-давно жила на лесной полянке женщина с тремя дочерями. Как любая мать очень хотела, чтобы ее дочки жили в достатке и ни в чем не нуждались, поэтому она работала с утра до ночи.

Как утренняя заря была красива ее старшая дочь. Мать так и звала ее — Зоренька. Больше всего на свете любила Зоренька начищать до блеска медные тазы. Как начистит таз до зеркального блеска, так и любуется на свое отражение.

А мать просит ее воды принести, за гусями присмотреть. Но отказывается Зоренька, на свое отражение смотрит. Плачет мать, а Зоренька замуж просится.

Красива и холодна как вечерняя звезда была средняя дочь. Только на звезды смотрела целыми ночами и их считала своими подругами. Звездочка, называла ее мать. Все время пряла Звездочка, и казалось ей, что нити могут до самых звезд дотянутся. И считала себя Звездочка несчастной, целыми днями плакала.

Стройная младшая дочь была работящей и бойкой. Все она успевала, всем помогала и звала ее мать Ласточкой. Дружила она с белочкой, что в сосне высокой жила.

И вот сбылась мечта старших сестер — вышли они замуж, разъехались в разные стороны. А следом и черед Ласточки замуж выйти пришел. На прощание наказала она своей Белочке позвать ее и сестер в черный день и уехала с мужем.

Прошёл год, второй, третий… В один день их мать, которая жила одиноко, тяжело заболела. Поскакала Белочка к старшей сестре, зовет домой, матери помочь.

— Ой! — вздохнула старшая, услыхав от белочки печальную весть.— Ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.

— Почистить два таза? — рассердилась белочка.— Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой черепахой.

Поскакала Белочка к средней сестре. Но и той некогда о матери заботиться, все пряжу свою лунную прядет.

— Ой! — отвечала та.— Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята.

— Ну и пряди теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка.

И вторая дочь превратилась в паука.

Доскакала Белочка и до младшей сестры.

А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери. Накормила мать, от постели не отходила, пока не поправилась старушка. Стала мать Ласточку да Белочку благодарить.

—  Доброе у тебя сердце,— сказала белочка — Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, так пусть же и люди к тебе добры всегда будут. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твоё никогда не забудут.

Так оно и стало, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.

Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям, и ее передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется — ест только мед и сахар.

Это интересная и поучительная сказка. Прочитав ее, остается поражаться неблагодарностью старших дочерей.

Они не стали помогать родной маме и были за это наказаны, но наказаны по сказочному: они были превращены в неприятных животных черепаху и паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал.

Вызывает симпатию справедливая белочка, которая судила дочерей по их поступкам, по отношению к маме

А младшая дочь стала пчелой, которую все любят и благодарят, за её любовь и преданность, уважение и сострадание.

Сказка «Три дочери» учит, что никогда не следует забывать о своих родителях, как бы мы не были заняты, нужно любить и уважать своих родителей. Нужно помогать им и заботиться о них в старости,  не быть эгоистами, быть отзывчивым и добрым. Учит тому, что добро вознаграждается и зло наказывается.

Я всем советую прочитать эту историю и вспомнить о родителях.

Сказка невольно заставляет задуматься: Всегда ли мы достаточно хорошо к ним относимся, помогаем им?

Поделиться:

Полезные ссылки