/ Новости/ «Родной край воспет его стихами». 105 лет со дня рождения башкирского, поэта, журналиста, авторов текстов песен Якуба Кулмыя.

«Родной край воспет его стихами». 105 лет со дня рождения башкирского, поэта, журналиста, авторов текстов песен Якуба Кулмыя.

Поэт и ученый Гилемдар Рамазанов пишет:

«Близ Ишимбая на отрогах Таратау раскинулась башкирская деревня под поэтическим названием Канакай. Около аула протекает небольшая песенная река Селеук, воспетая поэтами, вкусившими ее воды с детства. Эти удивительно красивые по природе места не могли не породить вдохновенных певцов родного края. И такие певцы появились…»

7 сентября 2023 года исполняется 105 лет со дня рождения башкирского, поэта, журналиста, авторов текстов песен Якуба Кулмыя.

Якуп Кулмый (настоящее имя — Якуп Хайруллович Кульмухаметов) родился 7 сентября 1918 года в деревне Канакаево Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Ишимбайского района Башкортостана. Якуб был из крестьянской семьи. С младенчества остался без матери и воспитывался отцом — знаменитым на всю округу охотником Хайруллой Кульмухаметовым, страстным любителем народных песен и сказаний.

 

Якуп учился сначала в Канакаевской начальной школе, затем в Урман-Бишкадакской школе. В 1934 году поступил в Стерлитамакский педагогический техникум.  В школе, а потом в училище Якуб Кулмый увлекся поэзией,  был активным членом литературного кружка.  Печатался в районной, а затем в республиканской молодежной газете. В 1936 году первое стихотворение молодого поэта «Прощайте, птицы!» появилось в республиканской газете для пионеров. А потом судьба привела его в Уфу. Вернее, пройдя путь пешком за три дня, в 1937 году Якуп стал литературным сотрудником газеты «Ленинец».  Работа в газете, встречи с известными писателями, поэтами, литературные вечера, диспуты помогли молодому журналисту стать поэтом.  Его стихи печатают журналы «Октябрь», «Пионер», республиканские газеты.  «Помню поэта еще с довоенной поры, — вспоминает Гилемдар Рамазанов. — На тогдашних литературных вечерах появлялся он — стройный, подвижный джигит с большой копной иссиня-черных кудрявых волос. Свои стихи он читал выразительно, четко, чтобы слушатель мог услышать каждое слово».

В 1939 году Якуб Кулмый был призван в ряды Красной Армии, служил в Кавказском кавалерийском полку. Свой первый стихотворный сборник «Шаг» он выпустил в 1940 году, уже во время службы, которую он проходил в одной из пограничных кавалерийских частей в Закавказье.

А тут началась Великая Отечественная война. С началом войны Якуп Кулмый — замполит 1-го эскадрона 91-го полка в корпусе генерала Доватора. Перед кавалеристами стояла цель — прорвать оборону противника, проникая глубоко в тыл врага, сея панику и страх среди фашистов и сдерживая наступление на Москву. Они добились поставленной цели. За проявленную храбрость генерал Доватор наградил Якупа Кулмыя именным оружием — саблей. Рассказывают, что это был единственный случай в корпусе. Кулмый очень гордился наградой, но в послевоенные годы саблю сдали в музей и там ее следы затерялись.

Во время боев за Волоколамское шоссе его ранило. Как только Якуп Кулмый снова смог сесть в седло, он вернулся в строй. Несмотря на беспрерывные бои, молодой поэт не переставал сочинять стихи. Доватор погиб в бою под городом Руза.  В стихотворении «У памятника генералу Доватору» поэт потом скажет:

…И вот я вновь стою с тобою рядом,

И ты опять как будто бы живой.

…И время разрывается снарядом,

И бой гремит под самою Москвой.

В атаку поднимаемся с рассветом…

И клянется Доватору:

Отчизны сын, ты нам отцом остался, —

Пускай тебе навеки — тридцать пять.

Там же был тяжело ранен и Якуп Кулмый, от смерти его спас верный конь, вынесший с поля боя потерявшего сознание всадника. После этого ранения Якуп Кулмый уже не смог вернуться на фронт. Его отправили в госпиталь в Оренбург. Позже направили в Белебей — замполитом полка, наставником новобранцев. Там он познакомился со своей будущей женой.

«…В годы войны, — пишет Рамазанов, — мы почти не знали о том, кто где воевал, кто жив, кого уже не стало. Все мы относились к тому порубленному войной поколению, которое потеряло из ста парней девяносто семь. Оставалось только трое из ста.

Не все вернулись с полей сражений. Радостно было нам — выжившим — видеть в послевоенной Уфе лейтенанта-кавалериста Якуба Кулмыя с чуть поредевшими кудрявыми волосами и с самыми почетными солдатскими наградами-медалями «За отвагу» и «За оборону Москвы».

В 1942 году в Уфе вышла поэтическая книга под названием «Думы фронтовика». Через год был издан еще один сборник. Широко известными стали фронтовые стихи Якупа Кулмыя «Мы — защитники Москвы», «Тулпар». «Береза», «Поэт и солдат», создавшие искренние и трагические образы наших воинов. Подвигу Александра Матросова посвящена его поэма «Наш земляк».

После окончания войны Якуп Хайруллович продолжил работу корреспондентом газеты «Кызыл Башкортостан» («Красный Башкортостан»). После учебы в Центральной комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ (1946-1948 годы) работал в редакциях республиканских газет «Ленинец» («Ленинсы») и «Кызыл тан». В архивах сохранились рукописи Якупа Кулмыя, из которых видно, что поэт блестяще владел и татарским языком. Далее двадцать лет он работал редактором литературных передач на Башкирском радио. К счастью, его не затянула текучка повседневной журналистской жизни. Он автор более 20 поэтических книг, таких как «Единство», «Красота жизни», «Соловушка»…

Автор этих книг — поэт-воин, тонкий лирик и поэт-песенник. Многие его стихи положены на музыку башкирскими композиторами и стали народными песнями. Например, стихотворение «Мой соловей», положенное на музыку Загиром Исмагиловым:

Весна придет, весна уйдет,

А сердце ждет чего-то, ждет,

Как юною порою…

Ты песнь неспетая моя,

Мой соловей, тоскую я:

Явись ко мне с зарею!

Якуп Кулмый стал автором более двадцати поэтических книг. Он продолжал писать стихи, стал известен и как поэт-лирик, и как поэт-песенник. Но для всех остался лихим кавалеристом, гордым, честным и бесконечно добрым. Он с гордостью говорил: «Я – башкир, и я – кавалерист». К семидесятилетию город Ишим- бай подарил Якубу Кулмыю саблю. Для мирного времени подарок неординарный и многозначительный. Сабля – не только напоминание о кавалерийской молодости, но и традиционный поэтический образ, выражение мужества и воинской славы.

Проявил он себя и как прозаик, написав творческие портреты известных деятелей культуры Хусаина Кудашева, Бэдэр Юсуповой, Галии Имашевой и других.

Якуп Кулмый с детства любил петь и играть на курае. Может быть, именно поэтому его произведения легко ложатся на музыку, а композиторы вновь и вновь обращаются за вдохновением к этому живительному поэтическому роднику. На его стихи написано около трехсот песен — грустных и веселых, сольных и хоровых. За свою долгую творческую жизнь поэт работал со многими башкирскими композиторами: например, в соавторстве с Талгатом Шариповым написаны популярные песни «Мой Торатау», «Негасимый свет», «Уфимский вальс». Их совместная творческая деятельность длилась около тридцати пяти лет. Сотрудничали с Якупом Кулмыем и другие известные композиторы — Хусаин Ахметов, Халик Заимов, Рауф Муртазин, Радик Сальманов, Айрат Кубагушев. Много лет трогательно и проникновенно звучит романс Загира Исмагилова «Былбылым» («Соловушка»).

Когда к 60-летию образования БАССР проводился отбор песен для юбилейного концерта, была выбрана песня композитора Камиля Рахимова на слова Якупа Кулмыя «Моя страна», которую авторы предложили исполнить тогда еще молодому певцу Ильфаку Смакову, будущему народному артисту республики.

За ратные подвиги Якуп Хайруллович был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. В мирное время ему были присвоены высокие звания «Заслуженный работник культуры БАССР» и «Заслуженный деятель искусств БАССР».

До конца жизни пронес с собой поэт Якуб Кулмый память об огненных годах, о подруге — белой березе из Подмосковья, под Рузой  нашел ту березу, под которой его ранили. На ней остались следы осколков снаряда. Поэт написал стихотворение «Береза»:

И окуталась дымом долина,

И завыл, заворочался бой!

Рядом с нами ударила мина:

Мне – осколок, березе – другой.

О березе он пишет, как о подруге, которая «ветвями прикрыла от недоброго взгляда» его.

Нам с тобою в запас еще рано,

То, что было, нам спать не велит:

Ноют наши военные раны,

Наша память, как рана, болит.

Где-то рыкают дальние грозы,

Все цветет в подмосковном лесу.

Если что, — ты надейся, береза:

Заслоню, обогрею, спасу!

Но заслонить березку от беды теперь уже некому. В октябре 1994 года Якуб Кульмухаметов умер. На доме по улице Кирова, 39, где он жил и работал, установлена мемориальная доска

Якуп Кулмый ушел из жизни 10 октября 1994 года и похоронен в родной деревне Канакаево. Всю свою жизнь он воспевал родной край, прославлял свой народ. Яркий и неизгладимый след оставил поэт в истории башкирской культуры.

В 2005 году в канакаевской школе, носящей имя поэта, был открыт музей, экспонатами которого стали архивные документы, книги и личные вещи Якупа Кулмыя. На доме в Уфе, где поэт жил и работал многие годы, установлена мемориальная доска.

Источник: http://kuglib.ru/load/7/literaturnye_imena/jakup_kulmyj/10-1-0-1380

Поделиться:

Полезные ссылки