Дайджест. Мустай Карим: «Я не хочу быть ни Человеком дня, ни Человеком года. Я хочу всегда быть только самим собой».
Дайджест. Мустай Карим: «Я не хочу быть ни Человеком дня, ни Человеком года. Я хочу всегда быть только самим собой».
Шингак-Куль
2022 г
«Все завершил. Покончил с мелочами,
И суета осталась позади…
И вот сейчас с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди».
Из стихотворения Мустая Карима
«Птиц выпускаю»
Читателю!
Человек не выбирает мать или Отчизну, он также не выбирает свое время и эпоху. Не от него зависит от какой матери и на кокой земле ему родиться. Но какой след оставляешь на земле, для чего живешь на этом свете – все это зависит от самой личности, определяется ее горением, неустанной работой ее ума и сердца.
Есть личности, которые навсегда оставляют добрый след в истории, их творческое наследие неподвластно времени. Для людей всех поколений М. Карим стал культурным символом, патриархом духовности, эпохой в словесности Башкирии.
Мустай Карим – прозаик…
Мустай Карим – детский писатель…
Мустай Карим – публицист…
Мустай Карим – драматург…
Каждое Его слово становится событием не только национальной, но и всей российской литературы.
Его произведения, статьи и размышления о творчестве, выступления, беседы и интервью никогда не оставляют равнодушным. Глубокие мысли, заключенные в них, волнуют каждого.
Накопленный веками поэтический опыт башкирского народа, прошедшего через трудные испытания, его творческий потенциал, уровень современного эстетического сознания, крепнувшее и углублявшееся из поколения в поколение мировоззрение народа, исторические потрясения в его духовной жизни, крутые переломы во взглядах – поэт Мустай Карим взошел на этой почве и в дальнейшем стал одним из определяющих явлений в сложной эволюции своего народа на современном этапе.
Счастье и право определять самые высокие духовные достижения республики Мустай Карим завоевал тревогами и радостями, болью всей своей жизни, неутомимой деятельностью таланта, совестливостью своего творчества.
Весь жизненный и творческий путь Мустая Карима озарен одной большой любовью. Душа этой удивительной любви – Башкортостан. Все увиденное и пережитое поэтом соединяется в этой любви и служит ее защите.
Сегодня наше общество стоит на пороге нового тысячелетия, в котором главным богатством станет интеллектуально-духовный потенциал, основанный на непреходящих ценностях, созданных нашими народами, их лучшими умами.
И новые поколения читателей будут черпать духовные силы из мудрого и светлого родника творчества Мустая Карима.
История жизни
Недалеко от берегов красавицы Демы, у подножия большого холма, напоминающего грудь башкирского богатыря, раскинулось село Кляшево. Ничем особенным раньше не отличался этот аул Кляш Сафаровской волости, что находилась в Уфимском уезде от других деревень. Но сейчас его слава перешагнула границы не только Чишминского района, но и Башкортостана. Ведь Кляшево – родина народных поэтов Сайфи Кудашева и Мустая Карима.
Выдающийся поэт современности, писатель, философ Мустай Карим(настоящее имя – Каримов Мустафа Сафич) родился в грозовом и трагическом 1919 году 20 октября.
Отец был крестьянином-середняком, татарином по национальности. В семье было 12 детей. Детство будущего поэта пришлось на время бурное. Оно накладывало свой отпечаток на всю аульскую жизнь, ломало прежние о нём представления. Первым социальным событием, очевидцем которого стал будущий писатель, явилась коллективизация. «Она ворвалась в быт аула неожиданно и стремительно, как весенний разлив… Взбудораженный люд, нередко раздираемый душевными противоречиями, не умом, а скорее сердцем понимал, что перемены в укладе деревенской общины неизбежны… Потому вера в будущее у большинства брала верх над сомнением, и аул в целом в те дни жил с учащённым пульсом, в повышенном тонусе. Даже старые женщины отрезали со своих камзолов и нагрудных украшений серебряные монеты царской чеканки и без сожаления несли в сельсовет кучи серебра «в задаток на трактор». Годы, всколыхнувшие всё и вся в селе, по своему преломлялись и в детском сознании. В народном сознании жителей аула взяли верх надежды на лучшее будущее, хотя были тревоги и сомнения. Но что сделало именно его, Мустафу, поэтом? Рассказывают, рос ребёнком впечатлительным. Доверчив и раним был… Вбирал в себя легенды, сказки. Великое множество их знала Старшая Мать. В детстве будущий поэт много слышал произведений устного народного творчества. Он впитал в себя много впечатлений от жизни в ауле, слышал легенды и предания, которые рассказывали его сверстники у костра во время выездов в ночное.
Писательская биография Мустая Карима была необыкновенно насыщенной. Свои стихи будущий поэт начал писать в шестом классе. В 1935 году Мустафа Каримов окончил школу и 16-летнего стихотворца из деревни Кляшево отец привез в Уфу для поступления в вуз. А до этого он уже успел опубликовать в республиканской, детской и молодежной печати несколько стихотворений и коротких поэм. Семья Каримовых была многодетной, так что, как это обычно бывает, о достатке можно было только мечтать. Но Мустафе все же удалось вырваться из жизненной воронки — он стал первым членом семьи, кто получил высшее образование. В своем роду будущий писатель оказался лишь вторым грамотным человеком. Первым учился читать и писать старший брат, окончивший после революции начальную школу. А до этого никто в большой семье не сумел даже подписываться. “Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу”, – писал М.Карим. – Эта тамга была вроде родового герба. Ее можно было видеть везде: и на срубе, и на крупе коня, и на топорище”.
В 1935 году поступил на факультет башкирского языка и литературы в Башкирский педагогический институт им. К.А.Тимирязева, который окончил в 1941 году.
Едва успев закончить Башкирский педагогический институт, Мустай был призван в ряды Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны направлен в Муромское училище связи. В мае 1942 года в звании младшего лейтенанта направлен в 17-ю мотострелковую бригаду начальником связи артдивизиона. К этому времени за плечами молодого поэта уже имелся некоторый литературный опыт, а именно — изданный сборник стихотворений. Однако же, по мнению критиков, поэтический потенциал Карима раскрылся в полной мере как раз в военный период. Признаться, в боевых действиях писателю немало досталось — в одной из битв в августе 1942 года он получил серьезное ранение в грудь, около полугода не покидал госпиталь, а впоследствии был демобилизован по инвалидности.. После выздоровления вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет «За честь Родины» Воронежского фронта и «Советский воин» 3-го Украинского фронта. Закончил войну в Вене. Об этой войне он позже много писал, говорил о ней с молодежью.
После войны Мустай Карим всецело посвятил себя творческой и общественной деятельности. В частности, он принимал активное участие в работе Союза писателей СССР и Башкортостана, внеся тем самым большой вклад в воспитание молодого поколения литераторов. В целом же общественная деятельность Карима была во многом направлена на взращивание идей доброты и гуманности в обществе, а также свободы и искренности в душе каждого отдельного члена нашего социума.
Творчество
В каких взаимоотношениях твой народ с прошлым и настоящим человечества, на каком уровне осуществляются его духовные связи – при определении своей творческой программы с этими вопросами неизбежно сталкивается лицом к лицу каждый художник. И наиболее зоркие из них горизонты будущего видят дальше, чем остальные, и это определяет путь их последующего роста.
Творчество Мустая Карима – одно из таких исторических явлений в развитии нашей национальной культуры.
Творческая деятельность Мустая Карима началась в середине 30-х годов прошлого столетия. Он автор более ста поэтических и прозаических сборников, свыше десяти драматургических произведений. По праву считается классиком башкирской литературы.
Поэт начал печататься в детстве в газете «Юный строитель». В школе будущий писатель вступил в комсомол. Он стал работать в журнале «Пионер» в 1938 году, был консультантом республиканского башкирского Союза писателей.
В 1938-м был издан его первый сборник стихов «Отряд тронулся». Самобытное творчество поэта привлекло внимание читателей и критиков.
Второй сборник “Весенние голоса” — в 1941 году. С тех пор им опубликовано более ста поэтических и прозаических сборников, свыше десяти драматических произведений.
М.Карим относится к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Из-под пера Мустая Карима вышли выдающиеся произведения. Поэзия, драматургия, проза, публицистика – все подвластно его могучему таланту. Он стал выдающимся советским писателем. Вышло более 100 его книг, было написано 10 драматических произведений.
Его произведения отличаются высоким философским смыслом, истинной гражданственностью, окрыляющими добротой и романтизмом. Он был великим романтиком, сохранившим до своей золотой осени юношеский задор, светлую искренность, доброту и человечность. Человек неиссякаемой душевности, он вселял в нас надежду на лучшее, веру в то, что доброта, высокая гражданственность, искренность могут и должны быть спутниками человека во все времена.
Замечательная лирика Мустая Карима отличается самобытностью поэтических образов, высоким накалом чувств, глубиной философского мышления. Его стихи “Цветы на камне”, “Мой край возлюбленный навеки”, “Здравствуй, завтра!”, “Берега остаются”, “О березовом листе”, “Карусель”, циклы стихов “Европа – Азия”, о Вьетнаме, Болгарии и другие стали вершинными явлениями в нашей поэзии. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в его сборниках стихов “Мой конь” (1943), “Стихотворения” (1945), поэмах “Декабрьская песня” (19421), “Ульмасбай” (1942-1944), “Черные воды” (1961). В них писатель отразил трагизм войны, героизм наших солдат, гуманистическую миссию Красной Армии.
Пьесы М.Карима многообразны по жанрам: “Это драмы “Страна Айгуль” (1967), “Пеший Махмут” (1981), трагедии “В ночь лунного затмения” (1963), “Салават. Семь сновидений сквозь явь” (1971), “Не бросай огонь, Прометей” (1975), комедия “Похищение девушки” (1958). Они вошли в золотой фонд башкирской драматургии. Пьеса “В ночь лунного затмения”, например, не сходит со сцены около ста больших и малых театров страны и мира.
М.Карим с первых произведений прозы для детей и юношества “Радость нашего дома” (1951), “Таганок” (1966) до новой автобиографической широкоизвестной повести “Долгое-долгое детство” (1976) воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, во имя справедливости на земле.
Повесть “Помилование” (1986) – о короткой романтической истории любви двух влюбленных, обернувшейся трагедией в годы Великой Отечественной войны на фронте.
В книге “Притча о трех братьях” (1988) М.Карим объединил статьи, воспоминания, беседы, свои раздумья, размышление о творчестве как самого автора, так и собратьев по перу, о драматургии, литературе для детей, о любви к большой и малой Родине, о любви к каждому человеку и т.д.
По двум произведениям были сняты художественные фильмы. Один фильм был поставлен Свердловской киностудией по одноименной повести, он назывался «В ночь лунного затмения». Второй фильм назывался «Долгое, долгое детство», его сняли в 2004 году. Произведения писателя вышли в переводах на многочисленные языки народов СССР и мира. На русском языке вышел сборник сочинений в 3 томах (1983). Собрание сочинений на башкирском языке вышло в 5 томах (1971-1999) и в 4 томах (1987-1988). Писатель написал книгу воспоминаний «Мгновения жизни».
Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков нашей страны и мира. Он достойно представлял башкирскую и российскую литературу за рубежом. Его произведения переведены на многие языки мира, стали органической частью многих национальных культур. Деятели культуры и читатели России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Турции, Китая, Болгарии и других стран более полувека отдают должное высокому литературному мастерству, богатому творческому наследию Мустая Карима.
Поэма «Черные воды»
Особое место в творчестве М. Карима военных лет занимают поэмы. Их своеобразие и значение заключается в дальнейшем углублении характерных черт поэзии М. Карима, особенно в возвышении военной героики до сказочного богатырства, в выразительном воплощении эпического образа советского солдата. Таковы его поэмы «Декабрьская песня» и «Ульмясбай».
В первой поэме воспевается духовное величие и сила ровесников поэта, воспитанных Советской страной и Коммунистической партией, а вторая — «Ульмясбай» — показывает конкретные подвиги советских людей.
Одну из своих послевоенных книг М. Карим назвал «Возвращение» (1947). Этот поэтический сборник с радостью возвещал и о возвращении поэта-победителя на родину, к любимой, к песне, по которой он истосковался, и об установлении мира на земле и возвращении счастья людскому сердцу.
Тема «Европа — Азия», задуманная в широком плане, была продолжена Мустаем Каримом в новых циклах стихов: «Вьетнамские записи», «Где каштаны цветут», «Болгарская тетрадь» и «Из Кабардино-Балкарской тетради». В них поэт сумел масштабно отразить братство народов, их борьбу за мир.
«Исторически суждено было моему народу оказаться на стыке двух континентов — Европы и Азии. Это не просто стык материков, это рубеж двух культур, двух судеб — европейской и азиатской, — писал М. Карим в предисловии к одной из своих книг. — Я мечтаю, чтобы поэзия моего народа вобрала в себя цвет, пьянящий аромат, спокойную мудрость поэзии Востока, суровую правду жизни, революционную призывноетъ, активный разум поэзии Запада».
Эти черты поэзии М. Карима органически сочетались в вышеназванных циклах, особенно в его восточных поэмах («Улыбка», «Тайна») и в героике трагической поэмы «Черные воды». Если поэмы-сказки Мустая Карима «Улыбка», «Тайна» тяготеют к полуаллегорической поэзии Востока, то поэма «Черные воды» близка к поэзии Запада. Наряду с утверждением патриотизма и стойкости советских людей, их верности в любви и героизма, поэма беспощадно клеймит жалкую участь труса. Невеста Якупа, десять лет ждавшая пропавшего на фронте жениха, узнает, что судьба его известна только поэту. И, закутавшись в черную шаль, дождливой ночью с последней надеждой спешит женщина к нему. Ответ-монолог поэта и составляет основную часть поэмы.
В раскрытии характеров и поступков героев большую роль играют образы природы. Уже начальные строки поэмы навевают чувство грусти и тревожной неопределенности:
Льет дождь. Льет днем и ночью дождь.
Подряд неделю льет.
Как будто слился, рухнув вниз,
С землею небосвод.
Но где же солнце и луна?
И звезды не видны…
На свете жить — что без любви.
Без солнца и луны.
(Перевод Елены Николаевской)
Значение двух последних стихов раскрывается только в конце поэмы: героиня долгие годы тщетно ждала пропавшего на фронте жениха.
В поэме нет громких антифашистских лозунгов, но даже пейзаж пронизан ненавистью к фашизму, презрением к войне.
Все — во имя жизни. Но, оказывается, есть и противоборствующая с жизнью сила, имя ей — фашизм.
Здесь хлеб посеял человек,
Как плодородна здесь земля!
Идет, терзая землю, враг, —
А что ему твои поля?
Процитированные строфы воспринимаются не только как картины войны, но перерастают в художественные символы, определяющие сущность смертельной схватки двух миров: вечно живой природы и ее заклятого врага — фашизма, несущего смерть и разрушение. Образному выражению антагонизма между жизнью и смертью способствует удачно найденная развернутая антитеза: «Да что ей до твоей войны!» — «А что ему твои поля?»
Читатель проникается сочувствием к гордой женщине, и в тяжелую годину не потерявшей веры в любовь и человечность. И когда поэт говорит о Якупе: «Его могилы нет средь тех, кто удостоен похорон», — мы даже начинаем искренне радоваться за невесту. Но, оказывается, напрасно: Якуп — трус и изменник, поэтому земля отказалась дать ему последний приют… Не вдаваясь в подробности, автор описывает только два эпизода: показывает Якупа на поле боя и в тылу врага. Идет жестокая схватка с врагом.
Вдруг вижу: кто-то повернул из нас
Назад,
И тень бежит с ним рядом что есть силы,
Упал он, и метнулась тень тотчас
Чья пуля на бегу его скосила?
Упал на землю он — и скрылась тень…
О, я узнал хозяина той тени!..
Это был Якуп, для которого поэт находит меткие характеристики: «тень, хозяин тени». Сам раненый, поэт, пересиливая боль, спешит на зов о помощи. Узнав же Якупа, он еле сдерживает гнев. Но побеждает чувство жалости к раненому, и поэт решает спасти его.
Двенадцать суток, надрываясь, нес он по вражескому тылу тяжелую ношу. Но вот «спутник» вдруг заговорил:
Нет! На коленях пусть — но жить,
Но жить — пусть сдавшись в плен!..
Что толку, коль достанусь вдруг
Я коршуну на ужин?..
Ненужный самому себе,
Моей любимой нужен я,
Любимой — слышишь? — нужен!..
От этих слов душа поэта «опять обледенела». Променявший настоящую жизнь на жалкое существование, Якуп готов жить, пресмыкаясь перед врагом. И когда изможденный поэт засыпает, Якуп ползет навстречу фашистам, чтобы сдаться в плен. С поднятыми руками, на коленях, он надеется сохранить жизнь. Но:
Передний танк подмял его, как червяка…
— И след его кривой исчез.
Терпеливо слушая рассказ, женщина как будто онемела. Придя в себя, она со стула молча поднялась, шаль «черным зверем на пол поползла». Избавление героини от черной шали, символизирующей горе, воспринимается как освобождение ее от тяжести чувств, пережитых за долгие годы ожидания Якупа. Больше того: «Прошла она по черной шали, и воды черные впитались в пол». И снова — сопоставление двух картин: на фронте трус гибнет бесславно, раздавленный танком, а здесь — его бывшая невеста, «женой не ставшая вдова», избавляется от своих тяжелых чувств, связанных с переживаниями за Якупа, — растаптывает их.
Подтекст поэмы «Черные воды» содержит глубокие философские размышления о смысле жизни. Несмотря на созданный крупным планом отрицательный образ, поэма звучит как гимн настоящему человеку. Через образы лирического героя и женщины автор ярко отразил чувства нашего народа.
В произведениях Мустая Карима последних лет философичность становится еще ярче. Нейтральным произведениям, написанным под влиянием «теории» бесконфликтности, поэт противопоставляет стихи, прославляющие борьбу, взволнованность и даже, можно сказать, жажду жизни. Высокие общественные требования Мустай Карим предъявляет прежде всего к себе. Мустай Карим — поэт народный. И его глубоко содержательные стихотворения и пронизанные острым драматизмом и теплым лиризмом поэмы давно уже стали духовным богатством народа.
Общественная деятельность
Мустафа Сафич вел большую общественную работу.
В члены Союза Советских писателей БАССР поэт был принят в 1940 году, вскоре он стал председателем правления. Через некоторое время он стал работать секретарём в СП РСФСР. В рядах членов СП Мустай Карим был неоднократно делегатом съездов КПСС. Он был депутатом в Верховном совете РСФСР, работал зампредом Верховного совета РСФСР.
После окончания Великой Отечественной Мустай Карим всецело посвятил себя творческой и общественной деятельности. В частности, он принимал активное участие в работе Союза писателей СССР и Башкортостана, внеся тем самым большой вклад в воспитание молодого поколения литераторов. В целом же общественная деятельность Карима была во многом направлена на взращивание идей доброты и гуманности в обществе, а также свободы и искренности в душе каждого отдельного члена нашего социума.
Избирался делегатом съездов КПСС, с 1955-го по 1980 был депутатом Верховного Совета РСФСР 4-11 созывов, заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР, депутатом Верховного Совета БАССР. Многие годы он являлся председателем Башкирского комитета защиты мира, членом комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР, членом Президентского совета Республики Башкортостан. Внес огромный вклад в дело воспитания молодых литераторов.Его общественная деятельность этим не была ограничена. Он работал в Комитете защиты мира, в Комитете по Ленинским премиям и других общественных организациях. Писатель был членом Президентского совета республики.
Мустай Карим был великим гражданином своей страны. Он всегда открыто и мужественно высказывался по самым животрепещущим вопросам развития нашей республики. Мустай Карим глубоко переживал крах великой нашей родины — Советского Союза. Принимал как свое личное горе смятение чувств и нашествие бед, которые испытывали наши братья и сестры в последние тяжелые годы. Он с уважением относился к идеологии и традициям Коммунистической партии Советского Союза, видя в них надежду на лучшее будущее. Он говорил: «Любая партия, как бы она ни называлась, если она близка к народу, это — партия надежды. Как человек не может жить без надежды, так и общество не может жить без силы, которая призвана помогать людям».
Титулы, награды и премии
Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством.
Получив несколько боевых наград, Мустай Карим стал кандидатом в члены партии. Его наградили орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степени.
За свою жизнь Мустай Карим удостоился многочисленных наград и премий. В 1984 году он получил Ленинскую премию за свои два произведения: трагедию под названием «Не бросай огонь, Прометей!» и повесть, называвшуюся «Долгое, долгое детство».
Среди орденов, которыми был награжден писатель, два ордена Ленина, ордена Отечественной войны, Трудового Красного знамени, Дружбы народов, Красной Звезды и другие. Мустай Карим был почётным академиком наук республики Башкортостан. Международное жюри присвоило ему почётный диплом имени Андерсена за книгу «Жду вестей».
В 1995 году он был награждён орденом II степени «За заслуги перед Отечеством», в 2004 году – III степени. Писатель был заслуженным деятелем искусств Российской СФСР, народным поэтом БАССР.
В 1967 году за пьесу «В ночь лунного затмения» ему присуждена премия РСФСР имени К. С. Станиславского, в том же году за первый том «Избранных произведений» — Республиканская премия БАССР имени Салавата Юлаева, в 1972 году за книгу «Годам вслед» — Государственная премия СССР. В 1978 году за книгу «Жду вестей» Мустай Карим был удостоен Почетного диплома международного жюри имени Г.-Х. Андерсена. В 1984 году за трагедию «Не бросай огонь, Прометей!» и повесть «Долгое-долгое детство» ему присуждена Ленинская премия.
Остановилось сердце народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Из жизни ушел не просто великий поэт и гражданин, ушел замечательный человек, ушла целая литературная эпоха.
- Герой Социалистического Труда (1979)
- орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (9 ноября 2004) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 апреля 1995) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, науке, культу
ре, искусстве, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
- два ордена Ленина (1967, 1979)
- орден Отечественной войны I степени (1985)
- орден Отечественной войны II степени (1945)
- орден Трудового Красного Знамени (1955, 1962)
- орден Дружбы Народов (1984)
- орден Красной Звезды (1944)
- орден Знак Почёта (1949)
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1982)
- народный поэт БАССР (1963)
- Почётный академик Академии Наук Башкортостана (1992)
- Ленинская премия (1984) — за трагедию «Не бросай огонь, Прометей !» и за повесть «Долгое-долгое детство»
- Государственная премия СССР (1972) — за сборник стихов «Годам вослед» (1971)
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) — за пьесу «Ночь лунного затмения», поставленную на сцене Башкирского АДТ
- Республиканская премия имени Салавата Юлаева (1967) — за 1-й том «Избранных произведений»
- Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1999)
- Почётный диплом Международного жюри имени Г.-Х. Андерсена (1978) — за книгу «Жду вестей»
- Лауреат Государственной премии СССР.
Заключение
Есть такое понятие — национальное достояние. Мустай Карим — это наше национальное достояние, достояние общечеловеческой культуры нашей большой многонациональной страны.
Мустай Карим — великий башкирский поэт, писатель, драматург, публицист, гражданин и воин, участник Великой Отечественной войны, кавалер многих боевых и трудовых орденов и медалей, выдающийся общественный деятель. Славный сын башкирского народа — Мустафа Сафич Каримов внес огромный вклад в сокровищницу мировой литературы, поднял на новый уровень традиции классической башкирской литературы. Он приложил все свои силы и талант, формируя неповторимый образ современного Башкортостана. Творчество Мустая Карима стало олицетворением башкирской литературы и всей нашей республики. Его книги переведены на десятки языков. И в трудные, переломные для страны моменты он не мог молчать. Его мудрое слово всегда вызывало огромный общественный резонанс. Он был понятен и близок каждому человеку. Люди ценили его за высокое литературное мастерство, талант и редкие человеческие качества.
Как поэт и гражданин Мустафа Сафич умел радоваться, сострадать, любить, надеяться, прощать. Об этом его стихи, близкие и понятные каждому. Стихи Мустая Карима – это искренние слова откровения, неиссякаемый родник добра, мудрости и благородства. Смерть Мустая Карима наступила на 86-м году его жизни. Умер 21 сентября 2005 года. Причиной смерти Карима послужил обширный инфаркт, и, вероятно, старое боевое ранение сыграло в этом не последнюю роль. Похороны Карима состоялись на Мусульманском кладбище в Уфе в присутствии друзей и близких поэта, его коллег по литературной и общественной работе. Отметим, что похороны Мустая Карима, а также торжественная церемония прощания с народным поэтом были организованы на высочайшем уровне: огромная страна замерла в минуте молчания, чтобы воздать последние почести великому человеку. Утрата невосполнима. Но звезда великого писателя никогда не потухнет на литературном небосклоне, память о нем будет вечно жить в сердцах людей. Его хорошо знают в каждом доме, многие любят его творчество.
Память
В память выдающегося писателя был назван Молодёжный национальный театр, гимназия и улица в Уфе.
Памятник Мустаю Кариму — бронзовый монумент, посвященный великому башкирскому поэту.
Открытие памятника состоялось 10 октября 2013 года. Автором является московский скульптор Андрей Ковальчук.
Установлен памятник на улице Мустая Карима, в центре Уфы возле Дома профсоюзов, недалеко от дома, где семья писателя прожила 40 лет, а несколько десятилетий назад неподалеку стоял частный дом, где снимал угол студент Мустафа Каримов, приехавший учиться в Уфу из деревни Кляшево Чишминского района.
Высота памятника — 6 метров, длина — 15.
Основание скульптурной композиции — длинный и узкий фонтан, своей вытянутой формой символизирующий жизненную дорогу. Впереди расположена фигура Мустафы Карима, открыто смотрящего вдаль, а за его спиной — стопка разметавшихся рукописных страниц, из которых восстают герои его самой популярной повести «Долгое-долгое детство»: упавший раненый боец, мальчик, несущий ягненка, Старшая Мать и стая птиц.
Композиция памятника вызывает желание у зрителей познакомиться с творчеством писателя, чтобы разгадать символы, воссозданные в камне.
На доме, где писатель жил, установлена мемориальная доска. Есть несколько сайтов, посвящённых памяти писателя.
В одной из своих статей Мустай Карим назвал Салавата Юлаева «Первым башкиром, превратившимся в символ своей нации». Перефразируя эти слова поэта, можно сказать, что Мустай Карим сам — Первый башкир ХХ века, превратившийся в символ поэтического таланта нации. Не случайно литераторы братских республик России и всего бывшего СССР нередко называли Республику Башкортостан «Страной Мустая Карима».
Нам, жителям Башкортостана, повезло: один из самых выдающихся поэтов современности Мустай Карим долгие годы жил рядом с нами, щедро даря нам свою самобытную поэзию и большую человеческую доброту.
«Музей-усадьба Мустая Карима в деревне Кляшево Чишминского района».
Авторы проекта – архитекторы Д.Винкельман (руководитель мастерской), Р.Галимов, В. Серов, Е.Пакин из ЗАО «Творческая архитектурная фирма «Уфаархпроект» и художник Н.Байбурин. Именно их работа выиграла в закрытом конкурсе на лучший проект мемориала в Кляшево, объявленном Министерством культуры и национальной политики и Министерства, архитектуры и транспорта РБ.
Под музей-усадьбу выделено 15 гектаров земли за околицей д.Кляшево, на опушке дубовой рощи, где есть дубки, посаженные руками поэта.
Каких вершин мудрости нужно достичь, чтобы на исходе жизни сказать так. Нет, не случайна парящая птица. Именно в ней зодчие и художник увидели высокий образ поэта, писателя, драматурга и Человека.
Внутреннее экспозиционное пространство музея выстроено по театральному принципу: три следующих друг за другом зала – три этапа жизни и творчества М. Карима. Первый зал – война; второй зал – драматургия (он будет украшен оригинальными скульптурными композициями по мотивам мустаевских пьес); третий – литература для детей. Залы разделены между собой театральными занавесами, которые будут открываться в процессе экскурсии. А завершиться эта череда воссозданной частью рабочего кабинета писателя. Проектом предусмотрены также залы для временных выставок, конференц-зал, библиотека-фондохранилище, где будет содержаться литературное наследие М. Карима, литературный салон с фотоэкспозицией «М.Карим с друзьями, коллегами, читателями и зрителями»…
Линия жизни
20 октября 1919 г. Дата рождения Мустая Карима (настоящее имя Мустафа Сафич Каримов).
1927 г. Мустай отправляется в первый класс сельской школы Кляшево.
1935 г. Юноша поступает на педагогический рабочий факультет Уфимского института.
1937 г. Карим поступает на литературный факультет Башкирского педагогического института.
1938 г. В печать выходит первая книга стихов Мустая Каримова «Отряд тронулся».
1941 г. Карим мобилизован в Красную Армию.
1942 г. Поэт получает серьезное ранение в грудь.
1946 г. Мустая Карима демобилизуют из армии по инвалидности.
1953 г. Писателя избирают депутатом Верховного Совета БАССР.
1962 г. Карим становится секретарем Союза писателей РСФСР.
1971 г. Мустай Карим издает первое собрание сочинений на башкирском языке в пяти томах.
21 сентября 2005 г. Дата смерти Карима.
23 сентября 2005 г. Дата похорон Карима.
Эпизоды жизни
В 2004 г. вышла одноименная экранизация автобиографической повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство» режиссера Булата Юсупова. Фильм повествует о башкирском мальчишке по прозвищу Пупок, который, переживая сложнейшие вехи отечественной истории, проходит самобытный путь становления личности. Кстати, это не единственный фильм, снятый по мотивам произведений Карима. Более ранняя работа «В ночь лунного затмения» вышла в мир в 1987 г.
Помимо поэтического таланта Мустай Карим был также превосходным драматургом и прозаиком. В частности пьесы Карима в значительной степени определяют уровень развития современной башкирской драматургии. Что же касается прозы, то она однозначно нашла отклик в различных культурах нашей многонациональной страны.
Библиография
- Избранные произведения. В 2 томах. Предисл. Н.Наджми. Уфа, 1966
- Собрание сочинений. В 5 томах. Предисл. Г.Хусаинова. Уфа, 1971-1973
- Избранные произведения. В 4 томах. Уфа, 1987-1988
- Сочинения. В 5 томах. Уфа, 1995-1998
- Возвращение. Стихи. Уфа, 1947
- Радость нашего дома. Уфа, 1951
- В ночь лунного затмения. Уфа, 1965
- Страна Айгуль. Уфа, 1964
- Четыре времени любви. Стихи. Уфа, 1978
- Долгое-долгое детство. Уфа, 1976
- Собрание сочинений. В 3 томах. М., 1983 (на русск.яз.)
- Огненные берега. Стихи. Уфа, 1974 (на русск.яз.)
- Четыре времени любви. Уфа, 1980 (на русск.яз.)
- Долгое-долгое детство. Пер. И.Каримова. ИМ., 1981 (на русск.яз.)
- Помилование. М., 1989 (на русск.яз.)
- Деревенские адвокаты. Повести. М., 1989 (на русск.яз.)
- Возвращение. Стихи, М,, 1995 (на русск.яз.)
- Трагедии. М., 1983 (на русск.яз.)
- В полдень. Стихи. Казань, 1958 (на татарск.яз.)
- Стихи и поэмы. Казань, 1977 (на татарск.яз.)
- Мгновения жизни. Казань, 1996 (на татарск.яз.)
- И горы как люди. Баку, 1963 (на азербайдж. яз)
- Березовый лист. Махачкала, 1963 (на авар.яз.)
- В ночь лунного затмения. Горно-Алтайск, 1978 (на алтайск.яз.)
- Вослед годам. Ереван, 1974 (на армянск.яз.)
- Голос Урала. Тбилиси, 1960 (на груз.яз.)
- Радость нашего дома. Алма-Ата, 1955 (на казахск.яз.)
- Чуть за полдень. Алма-Ата, 1972 (на казахск.яз.)
- Долгое-долгое детство. Алма-Ата, 1977 (на казахск.яз.)
- Птиц выпускаю из своей груди. Стихи. Чебоксары, 1976 (на чувашск.яз.)
- Души нашей искры. Стихи. Таллинн, 1978 (на эстонск.яз.)
- Разговаривают реки. Стихи. Якутск., 1977 (на якутск.яз.)
- Книга М.Карима «Таганок» издана на английском, эстонском, таджикском, молдавском, литовском и др. языках мира.
- Книга «Радость нашего дома» издана на украинском, узбекском, молдавском, латышском, казахском, китайском и др. языках.
- Книга «Долгое-долгое детство» издана на болгарском, узбекском, казахском языках.
Литература
- Карим М. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.2. Пьесы; Повести.
- Кильмухаметов Т. Драматургия Мустая Карима. Уфа, 1979
- Мирзажитов А. Яркий и неповторимый талант. “Агидель”, 1984, №6
- Творчество Мустая Карима – многонациональное художественное достояние. Баимов. Р. Истоки и устья. Уфа, 1993
- Хренков. Д. Мустай Карим. Литературный Портрет., М., 1963
- Хусаинов Г. Мустай Карим. Уфа, 1994
- Биография Мустая Карима в «Википедии»
- Сайт, посвященный памяти Мустая Карима
- Информация о Мустае Кариме на сайте татарской электронной библиотеки
- Сайт, посвященный творчеству Мустая Карима
- Группа Мустая Карима в социальной сети «ВКонтакте»
Содержание
- Читателю……………………………………………………………..3
- История жизни………………………………………………………..4
- Творчество…………………………………………………………….6
- Поэма «Черные воды»……………………………………………….8
- Общественная деятельность………………………………………….11
- Титулы, награды и премии…………………………………………12
- Заключение…………………………………………………………..14
- Память……………………………………………………………….15
- Музей…………………………………………………………………16
- Линия жизни…………………………………………………………17
- Эпизоды жизни………………………………………………………17
- Библиография……………………………………………………….18
- Литература…………………………………………………………..19
«Меня давно волнуют проблемы
внутренней свободы человека,
потому что человек,
не став изнутри свободным,
вообще не может быть свободным человеком.
Все социальные и политические свободы мы завоевали с оружием в руках,
а внутренняя свобода завоевывается по-другому,
иными средствами».
М. Карим
Нагаева, Л. «Я не хочу быть ни Человеком дня, ни Человеком года. Я хочу всегда быть только самим собой».¬ [Мустай Карим]: дайджест/ Л.Нагаева.,2022-20с.
Поделиться: