/ Новости/ «Его творенья сквозь века проносит времени река…» литературный взгляд к юбилею А.К.Толстого.

«Его творенья сквозь века проносит времени река…» литературный взгляд к юбилею А.К.Толстого.

«Его творенья сквозь века проносит времени река…» литературный взгляд к юбилею А.К.Толстого.

Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному…”.
А. К. Толстой

Толстой Алексей Константинович – русский и советский писатель из знаменитого графского рода Толстых.
Первый граф русской литературы. 5 сентября 2022 года исполняется 205 лет со дня рождения писателя.
Он писал афористично. Напевно. Любил перебрасывать читателей в былинное прошлое. Из тройки великих Толстых русской литературы он — старший по дате рождения: 5 сентября (24 августа) 1817 года
Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе : они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной».
Брянский край, его природа, героическая история всегда были неисчерпаемым источником вдохновения выдающихся деятелей литературы. Среди них поэт, талантливый драматург и прозаик А.К.Толстой. Для него «родной край»-село Красный Рог Почепского района. Здесь многие годы жил, творил, здесь умер и похоронен Алексей Константинович.
Родился в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители его разошлись сразу после рождения сына. Детские годы прошли в имениях матери и позже дяди на Северной Украине. Получил хорошее домашнее образование.
Очень рано обнаружились у Алексея Константиновича литературные интересы. Уже с 6 лет он стал писать стихи, как сообщал сам поэт в письме А. Губернатису. Известный прозаик периода 20-30-х годов, Алексей Перовский, который подписывал именем «Антоний Погорельский» свои произведения, старался привить племяннику любовь к творчеству, искусству, всячески поощрял его первые поэтические опыты. Мальчика с 10-летнего возраста возили за границу. Он описал в дневнике свое путешествие по Италии, состоявшееся в 1831 году. Толстой входил в детское окружение будущего наследника престола, юного Александра II. Связь с этим человеком сохранится и позже.
Толстой в 1834 году был зачислен «студентом» в Московский архив. В обязанности его входило описание и разбор старинных документов, относящихся к министерству иностранных дел. Алексей Константинович в 1840 году перешел в отделение канцелярии императора и прослужил здесь много лет, продвигаясь в чинах довольно быстро. В 1843 году удостоился звания камер-юнкера Алексей Константинович Толстой. С каждым годом все сильнее становится желание Толстого оставить государственную службу и всецело предаться тому служению, к которому, как он чувствует, предназначил его Господь – литературному творчеству. Как отмечают многие исследователи, крик души, вырвавшийся из уст одного из самых любимых его героев, Иоанна Дамаскина из одноименной поэмы, выражает душевную тоску самого Толстого:
«О государь, внемли: мой сан,
Величье, пышность, власть и сила,
Все мне несносно, все постыло.
Иным призванием влеком,
Я не могу народом править:
Простым рожден я быть певцом,
Глаголом вольным Бога славить!».

Однако этому желанию суждено осуществиться совсем не скоро: в течение многих лет Алексею Константиновичу не удается выйти в отставку, он получи т ее только в 1861 году.
После 1836 года, почти четырехлетний период пребывания Толстого за границей был для него периодом глубокого знакомства с политической жизнью Европы, раздумий об участии в ней России.
Жил он за границей с матерью не в месте прикомандирования, а в различных городах Европы. Мать держала открытый салон для путешествующей русской знати, сын занимался изучением жизни и культуры Запада. Здесь же началась его уже более серьезная творческая работа – он писал повесть на французском языке «Семья вурдалака» (опубликована Б.М. Макаревичем в «Вестнике Европы» в 1884 году), начал работу над повестью «Упырь», которую закончил по возвращению на родину и опубликовал в 1841 году.
В период с конца 30-х по начало 40-х годов на французском языке им были написаны два фантастических рассказа: «Встреча через 300 лет» и «Семья вурдалака». Толстой в мае 1841 года впервые опубликовался, издав под псевдонимом «Краснорогский» (происходящем от имения Красный Рог) повесть «Упырь». В. Г. Белинский об этом произведении отозвался весьма благожелательно. Он увидел признаки молодого, но подающего большие надежды дарования.

Творчество в 40-е годы

Алексей Константинович очень мало напечатал в 40-х годах — лишь несколько рассказов и очерков, а также одно стихотворение. Однако «Князь Серебряный», исторический роман, повествующий о времени правления Ивана Грозного, был задуман уже в этот период. Еще тогда и как автор баллад, и как лирик сформировался Толстой. Данному десятилетию принадлежат многие известные его стихотворения, например: «Василий Шибанов», «Колокольчики мои…», «Ты знаешь край…» и другие. Все они опубликованы были значительно позже.

Рождение Козьмы Пруткова
Козьма Прутков «родился» в начале 50-х годов. Это был не просто псевдоним, а сатирическая маска, созданная Толстым, а также Жемчужниковыми, его двоюродными братьями. Козьма Прутков — это самовлюбленный, тупой бюрократ периода николаевского правления. От его имени создавали и стихи (пародии, эпиграммы, басни), и пьески, а также афоризмы, анекдоты на исторические темы, в которых высмеивались явления литературы и окружающей действительности. В жизни произведениям соответствовал ряд остроумных проделок.

Нельзя однозначно определить, какие именно произведения принадлежат перу Толстого, но можно сказать без сомнений, что вклад Алексея Константиновича был очень велик, поскольку в нем очень сильна была юмористическая жилка. Этот поэт обладал даром тонкой добродушной насмешки. Множество наиболее известных и лучших его стихотворений представляют собой образцы искусного владения иронией (например, «У приказных ворот», «Спесь»).

В 1851 году, в январе, была поставлена комедия «Фантазия» Алексея Жемчужникова и Толстого. Это была пародия на водевиль, бессодержательный и пустой, который тогда еще господствовал на русской сцене. Николай I, присутствовавший на премьере, остался весьма недоволен этой пьесой и приказал ее исключить из репертуара.
Постепенно Толстой приобретал связи в литературных кругах. Он сблизился в начале 50-х годов с Тургеневым и помог ему освободиться из деревни, где тот находился в ссылке за некролог Гоголя, который был опубликован Иваном Сергеевичем. Позже Алексей Константинович познакомился также с Некрасовым. После большого перерыва, в 1854 году, он вновь появился в печати. Вышло в «Современнике» несколько стихотворений этого поэта, а также первая серия произведений Козьмы Пруткова.

Вторая половина 50-х годов в творчестве поэта
Время второй половины 50-х годов было периодом оживления общественного движения и мысли после того, как потерпел крах николаевский режим. В эти годы стихи Алексея Константиновича Толстого появлялись очень активно. Две трети всех его произведений было создано именно тогда. Они были напечатаны во всевозможных журналах.

Данное время вместе с тем характеризуется нарастающей общественной дифференциацией. В 1857 году между редакцией «Современника» и Толстым отношения несколько охладели. В то же время произошло сближение поэта со славянофилами. Алексей Константинович подружился, в частности, с Аксаковым. Однако несколько лет спустя он не принял претензии славянофилов на то, чтобы стать выразителями подлинных интересов народа.
В 60-е годы поэт держался подчеркнуто в стороне от литературного круга, переписываясь и встречаясь лишь с некоторыми писателями (Маркевичем, Фетом, К. К. Павловой, Гончаровым). Печатался в основном в «Русском вестнике» М. Н. Каткова, реакционном журнале. Затем (в конце 60-х) в «Вестнике Европы» под редакцией М. М. Стасюлевича выходили произведения Алексея Константиновича Толстого.

В это время, в начале десятилетия, он написал драматическую поэму «Дон Жуан», а также роман под названием «Князь Серебряный», после чего три пьесы, которые составили драматическую трилогию: «Царь Борис», «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» (годы создания произведений — 1862-1869). Стихи Алексея Константиновича Толстого в виде сборника, который подвел итог его поэтической работе, вышли в свет в 1867 году.

После большого перерыва Алексей Константинович во второй половине 60-х годов вернулся к балладе и написал целый ряд великолепных образцов данного жанра. Лирика Толстого Алексея Константиновича теперь занимала намного меньше места в его творчестве, чем десятилетие назад. В конце 60-х и в 70-е годы была также создана большая часть его сатир.

Замысел драмы «Посадник», повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, относится к началу 70-х годов. Алексей Константинович был увлечен этой темой. Им была создана значительная часть произведения, но закончить его, к сожалению, автору не удалось. Творчество Алексея Константиновича Толстого так и не пополнилось этим интересным произведением в законченном виде.
В конце жизни у Толстого усилился страх перед существованием, перед ходом истории. Поэт в 1870 году в своем стихотворении сказал о том, что «совлечены покровы» с его души, ее «живая ткань» обнажена, и каждое прикосновение к жизни — «жгучее терзание и злая боль». Так писал Алексей Константинович Толстой. Стихотворения многих его современников отражают похожие настроения.

Последние годы

Здоровье поэта с середины 60-х годов значительно ухудшилось. Он стал страдать от астмы, невралгии, грудной жабы, головных болей. Алексей Константинович ездил лечиться за границу каждый год, но помогало это лишь ненадолго. Умер он в 1875 году, 28 сентября, в Красном Роге. Ныне здесь находится музей-усадьба этого поэта (Брянская область, Почепский район). Поэт не оставил после себя детей. Но у него была Софья Петровна Бахметева, приемная дочь.
Алексей Константинович Толстой — художник поэтического слова, гордость и величие Брянской земли и всей страны. Это выдающийся поэт России, известный и за её пределами. Всем своим творчеством утверждал духовность, высокую ценность человеческих чувств и стремлений. Поэтому излучаемый его произведениями свет не меркнет и в наши дни.

Алексей Константинович Толстой остался явлением уникальным в русской литературе.

Его любят, читают и чтут и в наше время, потому, что его произведения, к какому жанру бы они не относились, исполнены глубокого смысла, исторической правды, наполнены чувством сопричастности автора к происходящим и осмысливаемым в них событиям и героям. Его лирические произведения – это особо ценная и любимая читателями и ценителями таланта часть творчества А.К. Толстого, а его благородные личные и душевные качества принесли ему заслуженную славу и бессмертие в памяти потомков.

А.К. Толстой широко известен и популярен как поэт, создавший классические образцы любовной лирики. Около ста пятидесяти его лирических произведений положено на музыку. «Толстой – писал Петр Ильич Чайковский – неисчерпаемый источник текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов». В числе композиторов, обращавшихся к лирике А.К. Толстого и положивших его тексты на музыку – Ференц Лист, Н.А. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн, А.К. Лядов, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, С.В. Рахманинов, М.М. Ипполитов-Иванов, Р.М. Глиер и многие другие знаменитые и великие композиторы, произведения которых стали классикой, живут и остаются любимыми и в наше время.

https://school-science.ru/7/20/40790
https://ru.wikipedia.org/wiki/Толстой,_Алексей_Конста..

Поделиться:

Полезные ссылки