Преступники используют свои психологические навыки, чтобы легко завоевать доверие гражданина, добиться своих целей, зачастую лишая людей последних средств к существованию. Сколько бы предупреждений и статей, подробно описывающих методы работы мошенников, ни публиковалось в газетах и журналах, тема остается актуальной, и, как показывает практика, в зоне риска находится абсолютно каждый, а гражданам необходимо проявлять бдительность – это единственный эффективный способ противостоять мошенникам.
Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (стяжательство, алчность), чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость) в своих корыстных интересах.
Основные и самые известные схемы телефонного мошенничества:
1. Мошенничество по телефону
Мошенники могут звонить под видом сотрудников банков, полиции, социальных служб или других официальных организаций.
Как работает схема:
• Злоумышленники сообщают, что ваша банковская карта или счет подверглись атаке, и просят вас передать личные данные, одноразовые пароли или выполнить перевод средств.
• Сообщают, что на ваше имя взяли кредит, и предлагают «помощь» в его отмене.
Что делать:
• Не передавайте личные данные и пароли по телефону.
• Завершите разговор и перезвоните в банк по официальному номеру.
• Никогда не совершайте переводы по инструкциям незнакомцев.
2. Фишинговые сайты и сообщения
Фишинг — это попытка получить вашу личную информацию (пароли, данные карты) через поддельные сайты или сообщения, которые выглядят как настоящие.
Как работает схема:
• Вы получаете письмо или сообщение с ссылкой на поддельный сайт, где просят ввести данные вашей банковской карты или пароли.
• Часто такие сайты визуально неотличимы от оригинальных, но адрес сайта может быть слегка изменен.
Что делать:
• Не переходите по ссылкам из подозрительных сообщений и писем.
• Всегда проверяйте адрес сайта, прежде чем вводить данные.
• Используйте антивирусные программы, которые могут выявлять поддельные сайты.
3. Мошенничество через мессенджеры и социальные сети.
Мошенники могут обращаться к вам через мессенджеры или социальные сети, притворяясь вашими друзьями, коллегами или представителями компаний.
Как работает схема:
• Мошенники пишут, что ваш знакомый в беде и срочно нуждается в деньгах.
• Просят сообщить номер карты или перевести средства для выигрыша, участия в акции или возврата средств.
Что делать:
• Всегда проверяйте информацию, связавшись с человеком напрямую по телефону.
• Не переводите деньги по просьбам через мессенджеры.
• Помните, что официальные организации не будут обращаться через личные аккаунты в социальных сетях.
4. Мошенничество через объявления на сайтах купли-продажи.
На сайтах объявлений мошенники часто выдают себя за покупателей или продавцов товаров и услуг.
Как работает схема:
• При продаже товара мошенник заявляет, что готов перевести деньги, но просит вас перейти по ссылке для «получения» средств, где нужно ввести данные карты — это фишинговый сайт.
• При покупке товара мошенник может потребовать предоплату за товар или услугу, но после получения денег перестает выходить на связь и не отправляет товар.
Что делать:
• Никогда не переходите по подозрительным ссылкам, особенно если вам предлагают «получить деньги».
• Используйте безопасные методы оплаты, такие как безопасные сделки на платформах объявлений.
• Проверяйте информацию о продавце, читайте отзывы, не соглашайтесь на полную предоплату.
5. Мошенничество с выигрышами и лотереями
Мошенники часто используют фальшивые уведомления о выигрыше в лотереях или конкурсах, в которых вы не участвовали.
Как работает схема:
• Вы получаете сообщение или звонок с информацией о том, что стали победителем розыгрыша, лотереи или получили крупный приз.
• Для получения «выигрыша» вас просят оплатить комиссию, налоги или другие сборы, либо предоставить личные данные (паспорт, банковскую карту).
Что делать:
• Если вы не участвовали в розыгрыше, будьте уверены, что это мошенничество.
• Никогда не переводите деньги и не предоставляйте данные карты в обмен на обещание получения приза.
• Проверяйте информацию о конкурсах на официальных сайтах, а также читайте условия розыгрышей.
6. Мошенничество с технической поддержкой
Мошенники могут притворяться сотрудниками служб технической поддержки (например, интернет-провайдеров, мобильных операторов или даже крупных ИТ-компаний).
Как работает схема:
• Мошенники звонят или отправляют сообщение, представляясь сотрудниками службы технической поддержки (например, интернет-провайдера или компании-разработчика программного обеспечения), и сообщают, что на вашем устройстве обнаружена проблема или вирус.
• Для «решения проблемы» они просят установить специальное программное обеспечение, которое на самом деле является вредоносным, или предоставить удаленный доступ к вашему устройству.
• После этого они могут получить доступ к личным данным, паролям и финансам, или требовать деньги за «устранение» несуществующей угрозы.
Что делать:
• Никогда не устанавливайте ПО или не передавайте доступ к устройству по запросам неизвестных.
• Если вам позвонили под видом технической поддержки, завершите звонок и обратитесь в официальную службу поддержки через проверенные контакты.
• Обновляйте антивирусное ПО и системы безопасности на ваших устройствах.
• Основные рекомендации по защите от дистанционного мошенничества:
• Никогда не передавайте личные данные, пароли и банковские реквизиты по телефону, в интернете или через SMS.
• Будьте бдительны к подозрительным предложениям, особенно если они связаны с деньгами или личной информацией.
• Проверяйте достоверность сайтов, сервисов и организаций через официальные источники.
• Используйте двухфакторную аутентификацию для защиты своих онлайн-аккаунтов.
• Всегда перезванивайте в банк или организацию по официальным номерам в случае подозрительных звонков.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!









