/ Мероприятия/ Информационный час «Истоки русской письменности»

Информационный час «Истоки русской письменности»

С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме?

23 мая 2024 года в Шингак-Кульской сельской модельной библиотеке прошло мероприятие «Истоки русской письменности», посвященное «Празднику славянской письменности и культуры», который ежегодно отмечается 24 мая в России и других славянских странах.

Читатели узнали о том, почему этот праздник отмечается именно 24 мая, о славянских просветителях создателях славянской азбуки Кириле и Мефодие, благодаря которым славянские народы стали грамотными, научились читать и писать,  историю появления азбуки. Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки)- АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем другу.

Мероприятие сопровождалось электронной презентацией. Так же узнали, как возникла письменность, откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей.

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей.

Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили медведя из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности. Появилось рисуночное письмо- пиктография.

Постепенно рисунки заменялись у людей все новыми и новыми символами слов. Так у древних народов зарождалась письменность, у каждого – своя, не похожая на другие. Значки — символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, скале, на доске — о бумаге и речи еще не было. Конечно, переносить на расстояния такие «письма» тоже было неудобно. И тогда племя инков Южной Америки придумали «узелковое письмо» для передачи сведений на расстоянии. По цвету нитей узнавали, прежде всего, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого – серебро, красного – воинов и т. д. А количество узелков на нити говорило о количестве предметов.

Ну а наши предки — славяне придумали другой интересный способ передачи информации – свое узелковое письмо. Правда, владели этой «грамотой» единицы — избранные люди — волхвы и кудесники.

О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи — «Повести временных лет». Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и «уговорил их царь и послал их в славянскую землю…  И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Читатели узнали, что пословицы с использованием букв славянской азбуки Кирилла до сих пор используются в современном русском языке. Они стали фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями и до сих пор сохраняются в составе фразеологизмов:

В ходе беседе выясняли, можно ли прожить без письменности. Недаром русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

В конце мероприятия поиграли в интерактивную игру, где проверили, как внимательны были на мероприятии и что запомнили.

 

 

Поделиться:

Полезные ссылки