/ Новости/ 15 апреля День экологических знаний- «Учимся мыслить экологически».

15 апреля День экологических знаний- «Учимся мыслить экологически».

Часто мы не ценим того, что нам подарено судьбой, принимаем как должное.

Сейчас я говорю о великом счастье жить на планете Земля, любоваться её природой, восхищаться её красотой.

 

Природа даёт человеку питание.

Ветер, солнце, лес и вода доставляют нам общую радость.

Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей.

От состояния Земли, её природных недр зависит жизнь человека.

Многое нам даёт Земля.

А что для неё делаем мы?

Только пользуемся её богатствами, любуемся её красотой?

Это неправильно.

Земля нуждается в защите, ей нужно помогать, оберегать от бед.

И мы, люди, должны делать всё, что в наших силах.

Красота! – говорим мы, взирая на луг…

Не коснулся бы лишь красоты этой плуг…

Земля дарит веками свою благодать.

Не спешите красу у Земли отобрать!

Украшают природу восходы и ночь.

Мы должны найти силы планете помочь,

Загрязнив водоем, вырубая леса,

Мы добьемся того, что увянет краса…

Глаз не радует мусор в зеленой траве.

Кто же пользу нести будет нашей Земле?

От лица всей Земли – люди, вам мой поклон,

Если каждый поймет, что Планета – наш дом

Слово «экология» прочно вошло в наш обиход, можно сказать, что оно стало модным. Его мы слышим каждый день по телевидению и радио, в разговорах на улице, читаем в газетах и журналах. Произошло это не случайно.

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становится всё более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесённые ей раны.

Чернобыльская катастрофа, гибель Аральского моря, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, огромные свалки, исчезающие леса, загрязнённый воздух…Сложившееся на Земле положение учёные определяют, как экологический кризис. И нет сейчас более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.

Для нахождения выхода из сложившейся экологической ситуации, недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.

15 апреля отмечался День экологических знаний. Он ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции Организации Объединенных Наций в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества.

История экологического образования

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Он выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы.

Позже, педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци и др.

Многие русские просветители XVIII – XIX веков ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

Стоит отметить, что проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII — XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина «экологическое воспитание».

К началу 60-х годов XX века с обострением экологической ситуации резко возрастает внимание к вопросам охраны природы. Стремление победить природу постепенно уступает место осознанию необходимости беречь природу, рационально использовать её богатства. Возрастает число публикаций о задачах в области природоохранительного воспитания.

Развитию исследований в области природоохранительного воспитания способствовало создание в 1969 году в Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения АПН СССР лаборатории природоохранительного (позднее экологического) образования.

В России этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды.

Основная цель сегодняшнего праздника — продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически.

Важность экологического образования в современном мире уже ни у кого не вызывает сомнений и во многих странах является приоритетным направлением обучения и воспитания. Ведь деятельность по формированию экологической культуры населения и бережного отношения к окружающей природной среде — это залог безопасного будущего для всего человечества.

Термин «экология» (от греческого «oikos» — дом, убежище и «logos» — наука, учение) был впервые введен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. В современном понимании экология — это наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Поэтому, чтобы достичь разумного равновесия между растущими потребностями человечества и оскудевающими возможностями планеты, при этом сохраняя и без того ухудшающееся состояние природы, каждый в наше время должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов бережного взаимодействия с окружающим миром.

Экологическое образование и просвещение получили международное признание как важнейшие средства решения проблем охраны природы. Программа Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, объявленного ООН на 2005-2014 годы, также включала задачу развития экологического образования во всем мире, которая не теряет своей актуальности и сегодня. Эти вопросы отражены в целом ряде международных научных конференций, к которым присоединилась и Россия.

Экология — это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой

Экологическое просвещение и воспитание является одним из приоритетных направлений работы российских общеобразовательных учреждений. Конечно, решить глобальные экологические проблемы возможно только совместными усилиями на общегосударственном и мировом уровне, но улучшить экологию места проживания по силам даже одному конкретному человеку — например, бережнее относится к потреблению воды и электричества, отказываться от пластиковых пакетов и ходить за покупками с многоразовой сумкой, покупать только то, что действительно необходимо и т.д.

Важно также отметить, что День экологических знаний значим не только для тех, кто занимается экологическим просвещением и образованием, но и для всех жителей нашей планеты, ведь речь идет о безопасной жизни в будущем всех нас. Привитие экологической культуры сегодня — залог сохранения здоровья будущих поколений! Экологическое просвещение – это распространение знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни, информации о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов – в целях формирования экологической культуры в обществе.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Экологическими знаниями должны обладать все. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Задача состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Экологическую работу следует проводить среди детей, родителей, учителей и остального населения. Для освещения экологической проблемы проводим экологические праздники с приглашением детей и их родителей , а так же и их родственников.  Очень увлекают детей походы в библиотеку, где они знакомятся с новинками по данной проблеме. Детям мы предлагаем выставку книг, журналов, газет. И она обязательно привлекает внимание юных читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира. Никто из детей не остается равнодушным.

Ожидаемые конечные результаты от мероприятий.

  1. Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
  2. Осознание читателей важной роли экологии в решении глобальных проблем современности
  3. Привитие понимания необходимости бережного отношения к младшим «братьям».
  4. Воспитание чувства ответственности за красоту и чистоту природы.
  5. Формирование экологической культуры.
  6. Расширение знаний детей о природе родного края.
  7. Выработка ответственности за собственное благополучие и экологическое благополучие окружающей среды;
  8. Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Всемирный день экологических знаний: уметь помогать природе — это важно!

Вопросы улучшения экологической ситуации в настоящее время являются одной из приоритетных задач государства. Не заботясь о среде обитания, нельзя добиться увеличения продолжительности жизни людей, улучшения ситуации с рождаемостью и качества жизни, снижения смертности и заболеваемости населения.

Также сейчас достаточно актуален вопрос об экологической культуре человека, ведь люди в современном мире склонны потреблять, не отдавая ничего взамен, и не думая о будущем своей планеты.

Я хочу проанализировать некоторые вопросы экологического воспитания подрастающего поколения в наше время и обсудить проблему экологического просвещения населения.

Процесс экологизации образования за рубежом начался значительно раньше, чем в нашей стране. Поэтому в данном аспекте экологии в России есть заметные недостатки и проблемы, которые я хочу осветить.

Одним из таких недостатков является то, что предмета экологии нет в большинстве образовательных заведений нашей страны. Изучению основных понятий экологии, ознакомлению с её проблемами не уделяется должного внимания в процессе обучения школьников. Следствием такого упущения является равнодушие детей к проблемам загрязнения окружающей среды, отсутствие правильного понимания того, что на самом деле есть «экология» и т. п.

Понятие экологического образования

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологическое просвещение – это распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры населения.

С незапамятных времён жизнь человека неразрывно связана с природой. Чтобы люди ощущали свою ответственность перед ней, с детства необходимо воспитывать в человеке экологическую культуру.

Начинать экологическое воспитание следует с дошкольного возраста. Именно в этот период жизни дети наиболее хорошо воспринимают информацию. Они наиболее внимательны и доверчивы.

Обращая внимание на технологический аспект экологии, люди забывают о духовно-нравственном аспекте. Большая ставка делается на экологическое воспитание подрастающего поколения. Экологическая культура ребёнка — это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным    материалам.

Дети склонны наследовать всё, что делают их родители, поэтому семейному экологическому воспитанию должна уделяться ведущая роль.

С детства ребёнок должен чувствовать ответственность за мир, в котором он живёт.

 

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Необходимо отметить, что экологические сказки учат: познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Сейчас я вам прочитаю одну из таких сказок, которая называется «Кто землю украшает»

Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.

Вот полянки в лесу. Похожи одна на другую, как сестры-близняшки. Они и есть сестры. У всех один лес-батюшка, у всех одна земля-матушка. Сестры-полянки надевают каждую весну цветные платья, красуются в них, спрашивают:

— Я ль на свете всех белее?

— Всех румяней?

— Голубее?

Первая полянка вся белая от ромашек.

На второй, солнечной поляне, расцвели маленькие звездочки-гвоздички с красными искринками в серединках, и стала вся полянка румяно-розовая. На третьей, окруженной старыми елями, распустились незабудки, и стала полянка голубым-голубая. Четвертая — сиреневая от колокольчиков.

И вдруг видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна, развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье Земли.

Просит Радуга-дуга Красоту небесную, Солнце золотое, Дожди чистые помочь земле залечить раны, сшить Земле новое платье. Тогда посылает Солнце на землю золотые улыбки. Небо шлет Земле голубые улыбки. Радуга-дуга дарит Земле улыбки всех цветов радости. А Красота небесная превращает все эти улыбки в цветы и травы. Ходит она по Земле и украшает Землю цветами.

Снова начинают улыбаться людям разноцветные полянки, луга и сады. Вот это голубые улыбки незабудок — для верной памяти. Вот это золотистые улыбки одуванчиков — для счастья. Красные улыбки гвоздичек — для радости. Сиреневые улыбки колокольчиков и луговой герани — для любви. Каждое утро встречает Земля людей и протягивает им все свои улыбки. Берите люди.

 

Давайте в общих чертах ознакомимся с основными аспектами сферы знаний, которая, собственно, и дает повод проводить ежегодно 15 апреля День экологических знаний по всему миру, в том числе в нашей стране. В переводе с греческого слово «экология» означает буквально «учение о доме» Данный термин в обиход ввел биолог-немец Эрнст Геккель в 1866 году. Ученый видел предмет изучения экологии в исследовании многообразия взаимоотношений человека с компонентами окружающей его среды — как органическими, так и неорганическими. Постепенно данное понятие обзавелось другими смысловыми оттенками. В итоге современная интерпретация экологии как учения звучит следующим образом: экология является наукой, изучающей взаимоотношения организмов друг с другом и непосредственно с окружающей средой. В задачи экологии входит:

Какова главная цель науки экологии? Ее легко «вывести» на основе освещенных выше сведений: это приложение совместных усилий по снижению отрицательного влияния антропогенного фактора на природу-матушку. Для достижения поставленной цели понадобится ни много, ни мало — более рационально относится к использованию биоресурсов, думать не только о собственной выгоде и пользе, но — в первую очередь — о важности сохранения естественной среды обитания в целости и сохранности.

Зачем нужны экологические знания?

Вопрос, можно сказать, злободневный, ведь сегодня мы все чаще наблюдаем наплевательское отношение населения планеты к природе. Это касается не только крупных корпораций, занимающихся непосредственным использованием в личных или общественных целях природных ресурсов в пугающих масштабах, но и каждого человека в отдельности. Ведь, посудите сами: мы устраиваем пикники, выезжая на природу, и после себя оставляем горы синтетического мусора; срываем, гуляя по лесу или лугу, цветы, собираем травы, часто вырывая их прямо с корнями, совершенно не задумываясь о том, что таким образом лишаем растения способности воспроизводства; убиваем зайцев, лис, диких уток не ради желания утолить голод, а ради забавы…

Примеров потребительского, бездумного отношения к окружающей среде человека можно привести бесчисленное множество. И происходит это не только по причине отсутствия у граждан совести, но и вследствие недостаточно высокого уровня экологической образованности и культуры. Овладев же в должной мере экологическими знаниями, индивидуум в силах совершать целенаправленные изменения окружающей среды с одновременным сохранением единства природы и человечества.

Тревожные факты.

Сегодня экологическая катастрофа угрожает всему человечеству, всей планете. Мы познакомим вас с тревожными фактами, которые говорят о том, что  сегодня наша природа  стоит на пороге экологической катастрофы.

Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения.

С 1960 по 1988 г. Аральское море уменьшилось вдвое. Бывшее дно моря превратилось в пустыню. С её поверхности в атмосферу поднимаются миллионы тонн ядовитой соли. Эта соль образует пылесолевые облака, которые влияют на таяние ледников Памира и Тянь-Шаня.

Деятельность человека стала угрожать существованию видов. С 1600 г. Исчезло 36 млекопитающих и 94 вида птиц. Если 400 лет биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.

Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.

За последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.

В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 миллионов тонн промышленных стоков.

Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.

Граждане должны осознать масштабы экологической угрозы и защитить природу, защитить будущие поколения.

Сейчас я приведу примеры некоторых экологических проблем

Нефть, как загрязнитель природной среды.

Ежегодно около 10 млн. тонн нефти попадает в океан в результате повреждении подводных участков магистральных нефтепроводов, аварий при перевозке или добыче с плавучих или стационарных буровых, работающих на прибрежном шельфе, стоков с материков, слива вод за борт и так далее. Так как нефть легче воды, то при попадании в водоем она растекается, при этом 50—75 % ее испаряется с поверхности, а до 5 % (в основном наиболее токсичные ароматические углеводороды) растворяется. Тяжелые фракции нефти с температурой кипения выше 370 °С остаются на поверхности и, постепенно уплотняясь, со временем оседают на дно.

По наблюдениям со спутников, нефтяная пленка покрывает до 10—15 % поверхности Мирового океана или 36—54 млн км2: Эта пленка, будучи достаточно устойчивой, нарушает водо- и газообмен между океаном и атмосферой, угнетает процессы фотосинтеза, изменяет световой и температурный режим у поверхности воды.

Многие ароматические соединения, находящиеся в пленке, в морской воде превращаются в ядовитые вещества, обладающие канцерогенными свойствами. Одна тонна пролитой нефти может загрязнить около 12 км2 поверхности океана и погубить в нем все живое. Например:

Выхлопные газы и городской смог

Увеличение масштабов сжигания нефтепродуктов является причиной загрязнения воздушной среды. В особенности это стало ощутимым с развитием автомобильного транспорта. Бензин, израсходованный на приведение в действие двигателей внутреннего сгорания, никуда не исчезает. Отдавая заключенную в нем энергию химических связей, он разлагается на более простые вещества — оксиды углерода, сажу, углеводороды и др.

Наибольшее количество загрязняющих атмосферу веществ выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Анализ выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания показал, что в них содержится около двухсот различных веществ, большинство из которых токсично.

Количество выбросов существенно зависит от конструкции двигателя, при этом дизельные двигатели экологически оказываются более приемлемыми. Однако в наименьшей степени количественный и качественный состав выхлопных газов зависит от технического состояния, условий и режима работы двигателя. Особенно резко увеличивается концентрация вредных веществ в выбросах автомобилей при работе на холостом ходу. Карбюраторные двигатели выбрасывают значительно больше не сгоревших углеводородов и продуктов их неполного окисления (альдегидов, оксида углерода). Пройдя 15 тыс. км, каждый автомобиль с таким двигателем выбрасывает в атмосферу более 3 тонн диоксида углерода, 93 кг углеводородов, 0,5 тонн оксида углерода, около 30 кг оксидов азота.

Само по себе попадание в окружающую среду с выхлопными газами токсичных веществ является весьма нежелательным, так как они представляют реальную опасность для здоровья людей. Так, оксид углерода инактивирует гемоглобин, обусловливая кислородную недостаточность тканей, вызывая расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем, а также способствует развитию атеросклероза. Оксиды азота резко раздражают легкие и дыхательные пути, способствуя возникновению воспалительных процессов в них. Под влиянием оксидов азота образуется метгемоглобин, понижается кровяное давление, возникают головокружения, рвота, одышка. Углеводороды раздражают дыхательные пути, появляется тошнота, головокружение, сонливость, расстройство дыхания и кровообращения.

Некоторые углеводороды, особенно полициклические ряда бензопирена, канцерогены. Но еще более отрицательное воздействие на окружающую среду выхлопных газов проявляется тогда, когда под действием солнечной радиации на их газовые компоненты, прежде всего углеводороды и оксиды азота, образуется ряд значительно более активных веществ, оказывающих резко отрицательное воздействие на население и растительность района. Результатом таких взаимодействий загрязняющих веществ в воздухе больших городов является фотохимический смог. Смог возникает в результате загрязнения воздуха не только автомобильными выхлопными газами, но и газовыми отходами производства и продуктами их химического взаимодействия между собой.

Выхлопные газы автомобилей, дым заводов и электростанций содержат много вредных химических веществ, в том числе серу. Эти вещества внутри облаков превращаются в кислоты. Кислоты выпадают в виде дождя и снега далеко от места образования. Это явление называется кислотными дождями.

Парниковый эффект.

В природе совершается грандиозный круговорот углерода, связанный с жизнью растительных и животных организмов и хозяйственной деятельностью человека.

Одним из распространённых соединений углерода является диоксид углерода или углекислый газ. Он образуется при дыхании растений, животных и человека, в результате разрушения карбонатных минералов и процессов разложения органических остатков, выбрасывается в атмосферу при извержении вулканов, из горячих минеральных источников. Колоссальный вклад в процесс образования диоксида углерода вносит хозяйственная деятельность человека, которая выражается прежде всего в сжигании огромного количества разнообразных углеродсодержащих топлив и уничтожении лесов в тропических зонах. Это приводит к тому, что содержание углерода в атмосфере ежегодно повышается на 3 млрд. тонн.

Предполагается, что с середины XXI в. содержание диоксида углерода в атмосфере удвоится, что приведёт к проявлению так называемого парникового эффекта: задерживание тепла вблизи поверхности Земли.

При повышении температуры воздуха на несколько градусов растают материковые льды Антарктиды и Гренландии, что может вызвать подъём уровня Мирового океана от 0.5 до 1,5 метра, в результате этого могут оказаться затопленными низкорасположенные города (преимущественно в устьях рек), а также обширные сельскохозяйственные районы. Также быстрое потепление климата может привести к исчезновению части лесов и других экосистем, что ослабит способность экосистемы поглощать углекислый газ.

Кроме перечисленных опасностей, которое таит в себе грядущее потепление климата, можно назвать и некоторые другие, например, резкие вспышки болезней среди животных и растений. Следовательно, последствия, которые имели бы место при повышении температуры на несколько градусов в ближайшем столетии, ставит под вопрос стабильность существования человеческого общества.

 

«Дымят заводы в атмосферу,

Огромной черною трубою

И фабрики сливают в реки

Потоки мутные воды.

Мусор Землю захламляет,

Всему живому угрожает!

Гудят самолеты в небе,

Пугая стаи птиц!

Вот нефть из танкера льется,

В ней рыба морская бьется!

Города и поселки земные

Автомобили заполонили!

Ракеты, сжигая топливо,

Летят в бесконечную высь.

И гибнут дети на планете

От бомб, взрывающих дома!

Ведь на Земле идет война!

Да что же такое творится

На нашей прекрасной Земле?»

«Не пора ли остановиться!

За голову всем схватиться!

Призвать на помощь людские знания,

Свое самосознание?

Давайте поспешим,

Землю свою от бед сохраним!

Степи, не умирайте!

Нивы, поля, зеленейте!

Леса, держитесь корнями за

Матушку-землю свою!

Цветы, зацветайте пышно!

Пусть реки струятся потоками быстрыми,

Прозрачными,  чистыми,

На солнце искристыми.

Пусть в море живут большие киты,

Они нам ведь тоже очень нужны!

Дельфины резвятся и чайки кружатся

И волны на берег мирно ложатся!

Как видите, друзья,

В большей опасности Земля!

 

 

 

Поделиться:

Полезные ссылки