/ Читателям/ Творческие работы/ "Шекспир- величайший английский бард на все времена"

«Шекспир- величайший английский бард на все времена»

Шекспир

«Шекспир- величайший английский бард на все времена»

Исследовательская работа к 460-летию великого драматурга Англии эпохи Ренессанса, поэта, получившего мировое признание, Уильяма Шекспира.

2023 г.

Содержание

Введение. 3

Появление нового драматурга. 4

Начало творчества. 4

«Шекспировский вопрос». 5

Сонеты.. 6

О пьесах Шекспира. 7

Шекспировские камедии. 8

Второй период творчества Шекспира. 12

Гамлет. 13

Трагедии. 14

Романтические драмы.. 16

Изучение Шекспира. 17

Заключение. 21

Литература: 22

Введение

«Шекспир был яркою зарею и торжественным рассветом эры нового, истинного искусства», — так писал В.Т.Белинский о Уильяме Шекспире. Творчество этого гения вот уже четыре века привлекает различных критиков и ученых, есть даже целая наука шекспироведение. Существует две разные точки зрения на творчество великого писателя: Пушкин, Белинский, Гете боготворили Шекспира, а Л. Толстой, например, не признавал авторитета его. Исследователь А. Аникст принадлежит к первому лагерю, рассмотрением его монографии мы и займемся в данной работе. В наше сознание прочно вошло представление о реалистической сущности творчества великого английского драматурга. Именно потому декадентские, символистические трактовки Шекспира не имели у нас почвы и не получили распространения.

Белинский назвал Шекспира «Новым Протеем, который умел вдыхать душу живую в мертвую действительность».Шекспира хорошо знают и любят в нашей стране. Миллионные тиражи его произведений в различных переводах, многочисленные театральные постановки и, наконец, экранизация некоторых пьес делали у нас творчество Шекспира подлинно народным достоянием.

Появление нового драматурга

Родился 23 апреля 1564 году в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Предки Шекспира в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. 1568-69 — годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая в Стратфорде была отменной, и начать работать. Предполагают, что, оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу. В ноябре 1582 он женился на Энн Хэтеуэй. Возможно, женитьба была вынужденной: в мае следующего года родился их первый ребенок — дочь Сьюзен. В феврале 1585 на свет появилась двойня — сын Гамнета и дочь Джудит. Во второй половине 1580-х гг. Шекспир уезжает из Стратфорда в Лондон.Наступают так называемые «утраченные» или «темные годы», о которых ничего неизвестно.

Начало творчества

Примерно с 1590 года Шекспир стал работать в театре. Сначала он был актером в труппе лорда-адмирала, а с 1594 –актером и пайщиком в труппе лорда-камергера Хандсона, после 1603 года переименованный в труппу короля. С этой труппой Шекспир был связан до конца своей театральной деятельности. С 1599 года она владела театром « Глобус», сгоревшим в 1613 году. Источником средств существования Шекспира были его актерская работа и доходы с его пая в труппе, т. к. писание пьес оплачивалось крайне низко. Драматургическая  деятельность Шекспир начал около 1590 года, подновляя старые пьесы и создавая новые для репертуара своей труппы. Драматург  с университетским образованием Р. Грин с неодобрением отнесся к появлению нового автора, которого он иронически назвал «потрясателем сцены», но уже следующие отзывы современников, особенно Ф. Миреса и Бена Джонсона, свидетельствуют о признании, которое Шекспир завоевал еще при жизни. В 1599 году Шекспир получил низшее дворянское звание и право на семейный герб. Вместе с труппой он давал спектакли в общедоступном театре, предназначенном для широкой публики, включая беднейшие слои народа, участвовал в гастрольных поездках по провинции, а так же выступал при дворе Елизаветы и Якова I. 28 марта 1603 умирает королева Елизавета. Английский трон переходит к Якову I, сыну казненной Марии Стюарт, наследовавшему корону Шотландии. Новый король подписывает патент, по которому принимает под свое высочайшее покровительство труппу актеров лорда-камергера. Отныне они будут именоваться «слугами его величества короля». Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился — 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.

«Шекспировский вопрос»

Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова — о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?

Вот уже сто лет находится немало сторонников отрицательного ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонники традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в «Шекспиры». Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства, величайший из «университетских умов» Кристофер Марло. Однако в основном искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд — права последнего были поддержаны и в России. Полагали, что только присущее им образование, положение в обществе и при дворе, возможность путешествовать, открывали широкий обзор жизни, который есть в пьесах. У них могли быть причины скрывать свое настоящее имя, на которое якобы пятном позора по тогдашним представлениям легло бы ремесло драматурга.

Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений (почему при каждом упоминании имени следовало ожидать уточнения, что речь идет об уроженце Стратфорда, а не о ком-то еще?). Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали его произведения, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга Бена Джонсона, восславили его. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков, вплоть до конца 18 в. не усомнился в шекспировском авторстве. Можно ли предположить, что тайна, в которую должны были быть посвящены десятки людей, хранилась столь ревностно?

А как объяснить, что драматург следующего поколения Уильям Давенант, прекрасно осведомленный в театральных делах и сплетнях, придумал легенду, по которой получалось, что его мать — «Смуглая леди» сонетов, а сам он — родной сын Шекспира из Стратфорда-он-Эйвон? Чем тут было гордиться?

Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения, которому сопутствует то, что поэт-романтик Джон Китс назовет «негативной способностью» Шекспира, его поэтическим зрением — видеть все и ничем не обнаружить своего присутствия. Уникальная шекспировская тайна, которая принадлежит личности и времени, когда личное впервые прорезывает безличность бытия, а великий драматург, на века вперед создавший портретную галерею новой эпохи, скрывает лишь одно лицо — свое собственное.

Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.

Сонеты

Помимо драматических произведений, Шекспир создал сонеты, поэмы «Венера и Адонис»(1593) на сюжет древнегреческого мифа и «Лукреция» (1594)на основе древнегреческого придания. В трактовке сюжетов проявилось гуманистическое мировоззрение Шекспира. Воспевая любовь, он выдвигает идеал высокой нравственной чистоты («Венера и Адонис»); защищая право женщины на свободу выбора в любви, он осуждает всякую тиранию(«Лукреция»). Сонетам Шекспира чужда манерность придворно-аристократической лирики; в них Шекспир реалистически и лирической проникновенностью раскрыл историю своих сложных взаимоотношений с другом и возлюбленной. Мотивы многих из 154 сонетов перекликаются с драмами Шекспира. Наиболее вероятное время создания сонетов — 1593-1600. В 1609 вышло единственное прижизненное издание с посвящением, которое и по сей день продолжает оставаться одной из шекспировских загадок. Оно было адресовано таинственному W. H.: тот ли это «прекрасный юноша», друг, к которому обращено большинство сонетов (1-126 из общего числа — 154)?

Наиболее определенный тематический цикл в шекспировском сборнике представляют первые семнадцать сонетов. У них одна тема: пожелание прекрасному молодому человеку продолжить себя в потомстве, не забыть, сколь скоротечна земная жизнь и земная красота. Это своеобразное введение в книгу, которое могло писаться по заказу и, возможно, еще до того, как возникло личное отношение поэта к другу, исполненное восхищения и искренней любви. Поэт навсегда сохраняет дистанцию, то ли необходимую для его чувства, близкого к поклонению, то ли диктуемую социальным различием, если принять версию, что адресатом сонетов был юный аристократ (граф Саутгемптон или граф Пембрук?). Любовь дарит поэзии вдохновение, но от нее получает вечность. О силе поэзии, способной победить Время, говорится в сонетах 15, 18, 19, 55, 60, 63, 81, 101.

Любви поэта сопутствует мучительное чувство от того, что друг непостоянен в своей привязанности. Это касается и его поэтических пристрастий. Появляется поэт-соперник (сонеты 76, 78, 79, 80, 82-86). Вторая часть сборника (127-154) посвящена Смуглой леди. Изменившийся тип красоты звучит вызовом традиции, восходящей к небесной любви Ф. Петрарки, противопоставлен его ангельски-белокурой донне. Шекспир подчеркивает, что, опровергая штампы петраркизма, его «милая ступает по земле» (перевод С. Маршака; сонет 130). Хотя любовь и воспета Шекспиром как незыблемая в своей ценности (сонет 116), сошедшая с небес на землю, она открыта всему несовершенству мира, его страданию, которое готова принять на себя (сонет 66).

 

О пьесах Шекспира

 

Тексты драматических произведений Шекспира дошли до нас в не совершенном виде. При жизни автора отдельными изданиями (кварто) были опубликованы 17 пьес. В 1623 году друзья Шекспира, актеры его труппы Хеминг и Конделл , издали первое собрание сочинений Шекспира в одном томе (фолио), в которое вошло  36 пьес. Анализ текстов обнаружил ряд более или менее значительных расхождений между отдельными повторными изданиями кварто и между кварто, с одной стороны, и фолио, с другой. Все это привело к необходимости воссоздания каноничного текста пьес Шекспира.   Исследованиями установлено, что подавляющее большинство пьес Шекспира основано полностью или частично на сюжетах, заимствованных  из других произведений. Такова вообще была драматургическая практика его времени. Источники пьес Шекспира распадаются на три группы: 1)пьесы, написанные до него другими авторами(«Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Гамлет», «Король Лир», из них первая и последняя дошекспировские  пьесы сохранились); 2) литература повествования , прозаическая и стихотворная: отсюда заимствованы сюжеты трагедий «Отелло» и «Ромео и Джульетта» и всех комедий, за исключением «Бесплодных усилий любви» и «Виндзорских проказниц»; 3)труды по истории : источником всех хроник, «Макбета» и Цимбелина» являются «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда; источниками трагедий на античные сюжеты-«Сравнительные жизнеописания» Плутарха( за исключением «Троила и Крессиды», основанной на сюжете одноименной поэмы Дж. Чесера). Сравнительная историческая критика, открывшая все эти факты, однако, переоценивала значение заимствований Шекспира. Сохраняя основные контуры заимствованного сюжета, Шекспир с большой творческой самостоятельностью строил действие своих пьес, создавая глубоко драматические ситуации и яркие характеры. Именно характеристика действующих лиц, мотивировка и поведения, раскрытие психологии составляли выдающуюся черту художественного дарования Шекспира. Но и в композиции действия он обнаружил большую оригинальность, оказавшуюся как в драматическом напряжении, так и исключительно своеобразном сочетании трагического и комического.

Драматургия Шекспира- одно из высших художественных достижений эпохи Возрождения. В титанических конфликтах его драм отразились противоречия социальной жизни того времени. В центре внимания Шекспира- судьбы человека и человечества. Он раскрывает богатство и противоречия человеческой натуры, сложную борьбу интересов в обществе, изображая жизнь в ее наиболее напряженные моменты, когда обнаруживается самая сущность характеров и окружающий их жизненных обстоятельств. Реализм Шекспира необыкновенно многогранен, он охватывает многообразные градации чувств и отношений, возвышенные и низменные стороны жизни, величие и падение человеческих душ, трагическое и комическое, личное и общественное.

Шекспировские камедии

 

Развиваясь в условиях переломной, критической эпохи в истории английского и всего европейского общества, творчество Шекспира прошло сложную эволюцию. Оно началось тогда, когда победа Англии над феодально-католической Испанией(1588 год, разгром «Непобедимой армады») сулила благоприятные перспективы. В первый период драматургической деятельности Шекспира(1590-1600) во всех жанрах его пьес (комедиях, исторических драмах и трагедиях) доминировало оптимистическое решение жизненных коллизий. Комедия Шекспира не была сатирической и этим резко отличалась от всего последующего развития жанра. Ее смех идет от ощущения полноты жизни, ее силы, красоты, изменчивости. У шекспировской комедии есть своя великая тема — Природа. У нее есть свой любимый герой – шут, исполненный знания жизни не каковой она кажется, а какова она есть. В эти годы Шекспир написал большинство своих комедий(«Комедия ошибок», 1594год; «Укрощение строптивой»,1594 год;  «Два веронца», 1594 год;  «Бесплодные усилия любви»,1594 год; «Сон в летнюю ночь», 1595 год; «Много шума из нечего», 1598 год;  «Виндзорские проказницы», 1598 год;  «Как вам это понравится», 1599; «Двенадцатая ночь», 1600 год. Все ранние комедии Шекспира могут быть определены по названию первой из них — «Комедия ошибок». Однако источник и традиция комического в них варьируются. Если основой «Комедии ошибок» были образцы античной, римской комедии, то комедия «Укрощение строптивой» (1594) указывает на связь шекспировского смеха с народным карнавалом.

Строптивицу, оказывается, не так уж сложно укротить, если все дело не в ее характере, — сильном, лишенном мелочности, а потому на поверку куда менее строптивом, чем у многих других героинь, а в том, что еще не нашелся укротитель. Женихи Бьянки? Их невозможно представить рядом с Катариной. Возник Петруччо, и все стало на свои места. Все в этой комедии дано с карнавальным преизбытком: и первоначальная строптивость жены, и в качестве исправительного для нее средства тирания мужа, и, наконец, мораль под занавес. Без поправки на карнавальность нельзя воспринимать ни перевоспитания героини, ни назидательной речи, произнесенной ею в качестве урока другим строптивицам.

Комедия «Сон в летнюю ночь» (1595-96) повествует о прихотливости любовного чувства, о его праве, подтвержденном чудом природы, которое здесь же материализуется волшебным миром леса, где правят Оберон, Титания, эльфы. «Сон в летнюю ночь» — одна из самых светлых, музыкальных, изящных комедий Шекспира. Кажется, она и возникла так же легко, на едином вдохновенном дыхании. Возможно, так и было. Но тогда поражает другая способность Шекспира — свести воедино разнообразнейший сюжетный материал и на его основе создать совершенно новое произведение.

Комедии Шекспира- одно из самых прекрасных проявлений гуманизма Возрождения в его великом споре с мрачным аскетическим духом средних веков. В этих комедиях изображено столкновение естественных стремлений людей к счастью и тех помех, которые являются следствиями отжившего  уклада жизни или порождением своекорыстия, выраставшего на почве складывающихся буржуазных отношений. Для комедий  Шекспира типично отсутствие плутовских мотивов, столь характерных для комедиографии более зрелого периода буржуазного общества. Высокая человечность у Шекспира утверждается путем прославления благороднейших побуждений: любви и дружбы, во имя которых и борются герои- одни против патриархального деспотизма родителей(«Сон в летнюю ночь»), другие против эгоизма и злобы окружающих(«Много шума из нечего»), против измены в дружбе и любви(«Два веронца»), против ханжества и напускного аскетизма(«Бесплодные усилия любви», «Двенадцатая ночь»). Существенной чертой комедий Шекспира является такое построение сюжета, в котором к смешному примешивается печальное, почти трагическое(финал «Бесплодных усилий любви», тема Геро в «Двенадцатой ночи», борьба и соперничество братьев в «Как вам это понравится»). В такой комедии как «Венецианский купец» (1597 год), серьезные мотивы вообще получают преобладание и серьезная тема- борьба благородных героев против скупости и жестокости ростовщика Шейлока- перерастает в конфликт большого социального смысла, знаменуя столкновение гуманности с злом нарождающегося буржуазного мира. С другой стороны фигура Шейлока обретает и трагический смысл, воплощая драму человеческого достоинства, ущемленного национальным неравенством. В комедиях Шекспира носителями комедийной стихии являются, наряду с простонародьем, люди светского, аристократического общества- романтичные юноши  и остроумные, прекрасные девушки. Народность комедий Шекспира проявляется в утверждении здорового, естественного отношения к чувствам и стремлениям человека, в искренности шекспировского оптимизма, в его национально- английском юморе, в образах его веселых, чудаковатых слуг(Спид и Лаунс в «Двух воронцах»), в их своеобразной мудрости ( шут Оселок в «Как вам это понравится»), в частом обращении к народной поэзии с ее чарующей фантастикой(«Сон в летнюю ночь»), в острых насмешках по адресу выспреннего языка, нарочитой утонченности паркетных шаркунов и псевдоученых («Бесплодные усилия любви» и др.). Гуманистические темы любви и дружбы, утверждение свободы и достоинства личности придают комедиям Шекспира глубину и содержательность, ни где не переходящюю в сатиру на нравы или поучения. Комедийние образы Шекспира изящны и пластичны; изображаемый Шекспиром жизнь еще свободен от буржуазной будничности и меркантильного прозаизма, он полон поэтической прелести и яркости.

Мировоззрение Шекспира не может быть понята вне особенностей народной жизни той эпохи. В его творчестве, почва которого была подготовлена распадом феодализма, получил глубокое отражение исторический опыт английского народа, обусловленный его участием во многих воинах и массовых антикрепостнических движениях 14-16 вв., реформацией церкви, ломкой средневековых порядков, положением и ролью Англии в тогдашнем мире. Свое художественное выражение этот исторический опыт народа получил в цикле пьес- хроник: «Генрих VI» (1594), «Ричард III»(1592), «Ричард II»(1595), «Генрих IV»(1597-98), «Генрих V(1599). События освещенные в хрониках, относятся к периоду от начала 13 до конца 15 вв. В смутах феодальной эпохи драматург искал политические уроки для современности. Основная идея всего цикла – необходимость государственного единства и уничтожения феодальной анархии. Конкретным воплощением принципа национального единения и законного порядка для Шекспира в этот период является монархия, руководимая мудрым и гуманным королем, образцом которого в народном сознании был Генрих V. Ему противостоят образы других королей- то слабовольных, как Генрих VI и Ричард II, неспособных обеспечить единство и законность в стране, то деспотичных, как Ричард III и Джон, вызывающих враждебное отношение к своей власти.  Хроника «Генрих IV» повествует о захвате власти Генрихом IV, родоначальником династии Ланкастеров, и о юности будущего идеального короля Генриха V. Под началом сэра Джона Фальстафа в кабаках и на большой дороге проходит школу жизни принц Генрих. Принц черпает силу у земли, у всего, что телесно и материально и что воплощает Фальстаф, шут Времени. Под смех Фальстафа со сцены сходит Средневековье с его рыцарской вольницей, воплощенной в образе Гарри Готспера, соперника принца. Своего идеального монарха Шекспир считает необходимым провести через народный смеховой фон. Однако в финале, когда принц коронован, Фальстаф изгоняется, ибо не по законам природы существует государственный порядок. В их противоречии — источник шекспировского трагизма.

Придя к власти путем насильственного устранения предшественника, Генрих IV все время сталкивается с непокорностью феодальных баронов. В хрониках Шекспира изображены драматические периоды в судьбе рыцарства, могущество которого подтачивалось изнутри постоянными междоусобицами и извне стремлением народных масс к национальному единству, законности и порядку. Для современников Шекспира в этом была не только оценка прошлого, но и выражение того государственного идеала, который отвечал назревшим общественным потребностям. Социально- исторические процессы предстают в хрониках Шекспира во всей глубине и не посредственности конфликтах, которые участвуют все сословия феодального общества, при том не только его «официальные» элементы, действующие на историческом авансцене, но и «неофициальные», демократическо- плебейские элементы, роль которых замалчивалась или игнорировалась историографией господствующих классов. С народом не может не считаться даже такой кровавый деспот, как Ричард III. Но массы образуют у Шекспира не только широкий социальный фон. Они превращаются в активно действующую политическую силу (восстание Джека Кэда во 2-й части «Генриха VI»). При этом Шекспир разделяя ограниченность гуманистов своего времени, с опаской относился к попыткам народа самостоятельно решить судьбы свои и государства. Историческая конкретность шекспировского реализма с большой силой проявилась в изображении им «фальстафовского фона», как назвал Ф. Энгельс деклассированных представителей распадающегося феодального общества. С мышлением «шекспировского гордого йомена», по выражению Е. Маркса, связано то, что аристократии, характерное, например, для последующей драматургии классицизма 17 в., особенно во Франции. Шекспир не щадит ни титулов,  ни рангов своих героев. Впервые в мировой поэзии Шекспир дал образцы историзма, строя действие не на мифах и легендах, а на глубоко реалистичном изображении  политической борьбы. Но это не историзм ученого, а поэтический историзм, раскрывающий прошлое в живых драматичных картинах и образах, правильно улавливающий специфические черты той или иной эпохи и дающий политическую и моральную оценку действующих сил истории.

Из ранних трагедий Шекспира «Тит Андроник» (1592 год) основан на полулегендарном римском сюжете и принадлежит к жанру «кровавых драм», изобилующих злодействами. Трагическое здесь предстает у Шекспира как «ужасное». Первая подлинно шекспировская трагедия — «Ромео и Джульетта» — возникла в окружении комедий и сонетов. Она сонетна по своей языковой природе, ибо ее главный герой Ромео не только говорит, но и любит еще в этой условной традиции. В любви к Джульетте ему предстоит узнать себя и столкнуться с миром. В то же время сонетное слово, пришедшее в трагедию, открыло этому жанру новые лирические возможности в изображении человека, позволившие сменить дошекспировскую риторику глубиной мысли и чувства. Без этого спустя пять лет не был бы возможен «Гамлет».

В «Ромео и Джульетте»(1597 год) Шекспир создает образец более высокого трагизма, изобразив конфликт, имеющий социально- нравственное значение. Причина гибели любящих друг друга героев- раздор двух феодальных семейств, но сила и красота их чувства, получающее выражение в том, что оба они предпочитают смерть разлуке, одерживают нравственную победу над варварскими пережитками средневековья. В эти же годы Шекспир создает одну из своих драм на материале римской истории- «Юлий Цезарь»(1599), где в первые выражена мысль о том, что реальных условий для победы гуманистических идеалов не существует. Уже в этот период трагическое обретает у Шекспира те высокие эстетические качества, которые сделали его трагедии высшими и непревзойденными  шедеврами этого жанра, сохраняющими значение нормы и художественного образца.

Второй период творчества Шекспира.

Второй период творчества Шекспира (1601-1608) приходится на переломные годы в общественно-политической жизни, когда распадается временный союз абсолютной монархии и буржуазии, когда королевская власть становится центром притяжения реакционных сил, грозящих восстановить феодальные порядки и католицизм. С другой стороны, процесс первоначального накопления капитала, порождая резкие контрасты богатства и нищеты, выдвигает вопрос о бедственном положении народных масс. Оставаясь по прежнему верным идеалам гуманизма, Шекспир видит теперь современную действительность и ближайшие исторические перспективы в мрачном свете. Это стало причиной преобладания в его творчестве трагических мотивов. Даже комедии этого периода «Конец- делу венец»(1603 год) и «Мера за меру»(1604 год) полны трагических звучаний, как и «Троил и Крессида»(1602 год)- произведение, наиболее приближающееся к типу трагикомедии. Основные произведения: «Гамлет»(  1601), «Отелло»(1604), «Король Лир»(1606), «Макбет»(1606), «Тимон Афинский»(1608), и две драмы на материале римской истории: «Антоний и Клеопатра»(1607), «Кориолан»(1608). В драмах этого периода Шекспир создал тот грандиозный трагедийный стиль, с которым по масштабам можно сравнить лишь навсегда угасшую драматическую форму древнегреческих трагиков. Содержание трагедий Шекспира охватывает кардинальные жизненные проблемы: вопросы общества и государства, философии и морали, имущественные и семейные отношения. В трагедиях Шекспира герои- люди, стоящие на самой вершине общественной лестницы: Короли, принцы, выдающиеся государственные деятели, личные судьбы которых зависят от развития всего общества; решая свои частные, личные задачи, они оказывают влияние на положение всего общества и государства. Герои Шекспира, перенесенные на сцену из древних саг, исторических приданий отдаленного прошлого, воплощают в себе типичные черты социальной психологии эпохи Возрождения. Драматические коллизии служат Шекспиру средством раскрытия существенных противоречий времени. Через все трагедии проходит тема обнажения зла и общественных пороков, препятствующих установлению гармоничных форм жизни и оказывающих разлагающее воздействие на самого человека. Вместе с ним творчество Шекспира несет  с собой неистребимую веру в правду и красоту жизни.

 

Гамлет

 

Гамлет-датский принц,наследник престола, возвращается из Виттенбергского университета на родину. К нему является призрак его умершиго отца и сообщает, что отец был убит родным братом Клавдием, который в скоре стал королем Дании и женился на матери Гамлета, которая была пособнецей в убийстве отцаю Родной дом Гамлета- замок Эльсинор- разом стал вместилищем всех пороков времени;мать и дядя Гамлета – предатели, друзья детства шпионят за молодым принцем. Даже возлюбленная Гамлета, Офелия, следит за ним.С горечью восклицает датский принц;

Каким ничтожным, плоским и тупым

Мне кажется весь свет в своих движениях!

Какая грязь! И все осквернено,

Как в цветнике, поросшим сплошь бурьяном…

Жизнь для Гамлета теряет всякую привлекательность. Он понимает, что, отомстив за отца дяде- изменнику, не изменит мир к лучшему, не устронит его пороков. Гамлет, как и сам Шекспир- человек эпохи возраждения. Он учился в одном из лучшех учебных заведений Европы, где в те времена преподавал Джордано Бруно. Это умный, способный мыслить и действовать человек, а не отрешенный от жизни философ. Однако он медлит, не решается нанести удар, как заклинал его призрак отцаю. Это не решительность обьясняется не отсуствием мужества или способности к действию.Причина ее в другом, в том, что задачу отомстить за отца заслонила другая, более трудная задача- изменить мир, «вывихнутый век», чтобы в нем не было места лжи, предательству и лицемерию. Гамлет не только мечтает об этом, так как подобная задача для него непосильна. Трагедия Гамлета в том, что мирится с окружающей  действительностью он не может, а изменить ее не в силах. Терзания его души заключены в одном вопросе: быть или не быть? Победить или погибнуть? Герой и погибает и  побеждает: смерть его несколькими минутами отделена от смерти его дяди и матери. Умирая, герой  просит своего друга Горацио поведать миру о порочности датского двора и заклинает людей личьно отвечать за все земные прегрешения.

Трагедия Гамлета – это трагедия благородного человека, столкнувшегося с торжеством зла жизни. Месть за убийство отца осмысливается Гамлетом как задача возмездия за узурпацию власти и деспотизм, как борьба за восстановление попранного миропорядка. Колебания, мучающие Гамлета, имеют своим источником поиски действенных средств для достижения цели. Основа трагизма Гамлета – в его одиночестве, в том, что задачу социального плана он пытается решить средством индивидуальной борьбы. Глубокие раздумья героя о жизни полны горьких и метких суждений, показывающих осознание им бед, от которых страдают как отдельная личность, так и массы людей непривилегированного положения. Первый в истории человечества выразитель»мировой скорби», Гамлет предстает как протестант, бунтарь, срывающий маски с дворцовой камарильи и всего ненавистного ему общества, борющийся во имя великих идеалов гуманизма.

 

Трагедии

 

В «Отелло» личная драма героя так же перерастает в трагедию большого социально- этического содержания. Трагедия ревности сплетается с трагедией обманутого доверия вообще. Если в Отелло воплощены лучшие качества человека новой гуманистической культуры, порожденный развитием буржуазных отношений, то Яго выступает как носитель хищного эгоизма, явившегося следствием развития этих же отношений. Гуманистическая вера в величие и достоинство человека, проходящая через страшный искус ревности, охватывающий душу Отелло, одерживает победу над человеконенавистнической философией Яго.

В «Короле Лире» выразительно изображен распад всех человеческих связей: властелина и поданных, отца и детей, братьев и сестер. Обособление личности показано во всей антагонистичности разнородных стремлений персонажей трагедии. Одни- Регана, Гонерилья, Эдмунд- действуют как хищники, тогда как другие- Корделия, Кент, Эдгар- сочетают борьбу за свои индивидуальные права с уважением к правам других и сознают необходимость взаимной поддержки людей, особенно когда попрана справедливость. Лир проходит тяжкий путь познания зла и противоречий жизни, преодолевая под влиянием несчастья деспотическое презрение к другим людям и приходя к пониманию того, что любовь , дружба, взаимность благородных чувств в отношениях между людьми- основа подлинной человечности. Это моральная позиция Лира сочетается с глубоким сочувствием угнетенному и страждущему народу. Таким образом, гуманистическая этика обретает ясно выраженный демократический характер.

В «Макбете» этическая проблема преступлений и внутренней, моральной кары, гнетущей душу преступника, сливается с проблемой политической. Макбет не только убийца, но и король- тиран; захватив власть, он преступлениями и потоками крови стремится удержать ее. В «Гамлете», в «Короле Лире» и особенно в «Макбете»не остается места для прежнего утверждения монархического принципа, проходящего через все хроники. Шекспир утверждает моральность и естественную необходимость борьбы против произвола и деспотизма, оправдывая даже цареубийство. В этом нельзя не увидеть симптома приближающейся в Англии революционной  бури 17 в. Настороженное отношение Шекспира к революционно- мятежным настроением масс отступает в его великих трагедиях перед плебейски страстным отрицанием несправедливого социального строя, перед стремлением передать муки и печаль народа, его горький юмор. Наконец,  в «Тимоне Афинском» показано, что в собственническом обществе положение человека определяется не его действительными качествами, а имущественном состоянием: богач Тимон был уважаем, разорившегося же Тимона покидают все. В горьких речах Тимона о силе золота, которое губит людей и извращает отношения между ними, столько проницательности, что, К. Маркс специально отметил: «Шекспир превосходно изображает сущность денег» (К. Маркс и Ф. Энгельс , Об искусстве, 1938, стр. 67). Демоническая сила золота проявляется в том, что под его влиянием люди представляют себе гнусное- прекрасным, лживое- правдивым, старое- молодым. Деньги разъединяют людей, ибо тот, кто поглощен «своим личным интересом», «лишен чутья к общественному благу» (акт 4, сцена 3). Потрясенный тем, что «золото» делает человека своим рабом, Тимон из жизнерадостного, человечество, которое , как ему кажется , сплошь состоит из поклонников «золотого тельца».

В римских трагедиях Шекспир снова обращается к историческим проблемам. В «Юлии Цезаре» воплощен образ кристально чистого республиканца Брута, борющегося против единоличной диктатуры Цезаря. Идея пьесы является резким контрастом монархическому пафосу хроник. Хотя Бруту и удается одержать временную победу, но он лишен поддержки народа. Который не понял его бескорыстных стремлений, и поражение героя носит трагически неизбежный характер. В «Антонио и Клеопатре» герой, закружившийся в вихре наслаждений, забывает об интересах Римской империи, от которой зависит его положение в обществе, его власть и богатство. В трагедии «Кориолан», послуживший некоторым буржуазным критикам поводом для утверждения «аристократизма» Шекспира, плебейская масса показана неустойчивой, податливой на демагогию. Но главный герой драмы воплотил в себе отнюдь не только доблесть и прямоту характера: ослепленный гордыней классовым высокомерием, Кориолан избирает путь измены Риму. Его гибель трагична и одновременно служит карой за все его поведение.

Шекспиру чужд морализаторский подход к жизненным явлениям. Мировоззрение Шекспира отличается стихийной диалектичностью; с его точки зрения  общественное развитие при всех его противоречивых формах исторически необходимо. Шекспир не завет общество назад к  патриархальности, понимая поступательный характер социального развития. Если зло неизбежно, то необходимо и борьба против него- в этом великий оптимистический смысл всего трагедийного творчества Шекспира, в этом урок, даваемый печальными судьбами Гамлета, Отелло, Лира.

Романтические драмы

Романтические элементы, вообще свойственные Шекспиру и органически переплетающиеся у него с реализмом , в цикле пьес последнего периода (1609-1612) получают заметное преобладание, поэтому в критике принято обозначать эти пьесы как «романтические драмы». По прежнему рисуя действительность как арену борьбы добрых и злых начал , Шекспир, однако, завершает теперь конфликты и моральной и реальной победой героев, являющихся носителями положительных качеств и гуманистической нравственности. Повторяя прежние темы любви, ревности, оскорбленной чести в «Перикле» (1609), «Цимбилине» (1609- 1610), «Зимней сказке» (1611), «Буре» (1611), Шекспир дает этим темам новое решение, хотя драматически это совершается не в силу закономерного развития событий , а в результате более или менее случайного стечения обстоятельств. В «Буре», являющейся как бы «поэтическим завещанием» Шекспира, Посперо при помощи магии покоряет силы природы, заставляя стихии природы и самих людей служить добру. Фантастическое предвосхищение будущего, о котором писал Ф. Энгельс, характеризуя Т. Мюнцера, выступает и в историческом оптимизме Шекспира, в его идеале гармоничной человечности и справедливого общества.

Искусство Шекспира, выросшее на почве, подготовленной многовековым развитием английской народной драмы, вобравшее лучшее элементы общеевропейской гуманистической культуры, было глубоко народным и пот форме, и по идейным стремлениям. Говоря о народности Шекспира, следует иметь в виду, что в своих конкретных социально- политических воззрениях Шекспир разделял не только сильные, но и слабые стороны гуманизма Возрождения. Ратуя всеобщее благоденствие, драматург считал, что решение государственных и социальных задач по силам лишь наиболее образованной, культурной части общества. Но исторически обусловленная ограниченность социальных позиций Шекспира не противоречила демократическому смыслу его критики    пороков отмирающего феодального и нарождающегося капиталистического строя. Реализм художественного видения мира был у Шекспира сильнее отдельных предрассудков его мировоззрения. Поднявшись выше многих мыслителей- теоретиков той эпохи, Шекспир создал произведения, в которых поставлены коренные вопросы гуманистической мысли человечества. Поэтому его творчество с каждой эпохой приобретает новый смысл и   значение, несет все новые и новые откровения.

Изучение Шекспира

 

Изучение поэтического наследия Шекспира, уже начиная с 18 в., носила не только комментаторский, текстологический, но и философско- исторический характер. В шекспироведении появились разные тенденции в зависимости от стран, в которых оно развивалось, и господствующих в них идейных течений. На родине Шекспира основное внимание привлекало его мастерство в  изображении характеров и страстей. Правда, педанты моралистики и «хорошего вкуса» упрекали Шекспира в художественной бесформенности и недостаточной «просвещенности», но в основном англичане единодушны в оценке своего драматурга как редкого сердцеведа, психолога, реалиста, гения трагики и юмора(А. Поп, С. Джонсон, Г. Филдинг, Л. Стерн, Д. Гарик). В Германии стремились освоить философскую глубину этических и художественных идей Шекспира, оценить значение его творчества как новой ступени в истории поэзии после классической древности, ступени, непосредственно связанной рыцарской романтикой средних веков и одновременно с художественными открытиями эпохи Возрождения (Г. Е. Лессинг, И. В. Гете, И. Гердер, А. Шлегель). Французские писатели под влиянием догматической поэтики классицизма первое время колебались в признании эстетических достоинств творчества Шекспира, не оспаривая при этом его величия и силы ( Вольтер, от части даже Д. Дидро). Новая оценка творчества Шекспира в 19 в. Возникает на почве новых литературных течений- романтизма и критического реализма. Связь театра Шекспира с социальными движениями его эпохи, историзм Шекспира, огромный размах его проблематики становится в центре внимания эстетики и критики( в Германии- Г. В. Гегель, Г. Ульрици, Г. Гервинус, Г. Гейне; в Англии- У. Хезлит, Вальтер Скотт; во Франции- В. Гюго, Ф. Гизо, Стендаль).

В России интерес к Шекспиру возникает уже в 18 в. Так, Н. М. Карамзин, называя Шекспира «другом натуры», писал о нем, что он проник в тайны «сокровеннейших побуждений человека». В 19 в. К. Ф. Рылеев ставил Шекспира рядом с Данте; В. К. Кюхельбекер противопоставил разнообразие образов Шекспира «однообразному Байрону»; А. С. Пушкин объяснил «вольное и широкое изображение характеров»,   реалистичный метод и смелый историзм Шекспира- «народными законами» его драмы. Черту народности в творчестве Шекспира Пушкин определил как самую существенную. В. Г. Белинский в статье «Гамлет». Драма Шекспира. Молчанов в роле Гамлета»(1838), отвергая мнение о «слабоволии» Гамлета, увидел в его нерешительности отражение переломного характера времени самого Шекспира. Ненавидевший всякий застой мысли, стремившийся к радикальному обновлению политической жизни России,  Белинский считал творчество Шекспира зеркалом героической борьбы и указывал, что его «объективность совсем не есть бесстрастие» , что он не искажает действительность, какой бы она не была отталкивающей, в угоду «своим любимым идеям». Н. Г. Чернышевский, требовавший от писателей 19 в. активного отношения к общественной жизни, находил, что интересы Шекспира сосредоточены были преимущественно в сфере художественно- психологических вопросов. Однако, выступая в защиту Шекспира против критиков, искажавших смысл его творчества, Чернышевский подчеркивал, что у Шекспира, хотя и «спокойнейшего из всех поэтов», нет никакого «примирения» с действительностью. Чернышевский отметил, что влияние Шекспира, как правило, благотворно, способствуя становлению национальных литератур. Многим поэтам стараются подражать, писал Чернышевский, «но, понимать Шекспира- значит чувствовать в себе непреодолимый позыв к самостоятельному творчеству,- быть чуждым всякой мысли о подражании кому бы то ни было, хотя бы и самому Шекспиру». Н. А. Добролюбов проявил интерес к развитию характеров у Шекспира и его «открытиям в области человеческого сердца», рассматривая творчество Шекспира как свидетельство огромного прогресса общественной мысли, как отражение «целой новой фазой общечеловеческого развития». Одним из сложных вопросов шекспироведения является вопрос об отношении к Шекспиру Л. Н. Толстого. Отрицательная оценка Шекспиру у Толстого («О Шекспире и о драме») объясняется тем, что в последний период своего творчества Толстой резко отделял сферу морали от искусства и эстетики.

Советская критика, разрабатывая проблемы драматургии Шекспира, опирается на опыт всего предшествующего и современного шекспироведения. Основополагающее значение имеют для нее высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса о Шекспире. В их трудах содержится определение экономических и политических причин крушения феодального уклада и характеристика важнейших черт эпохи Возрождения, т.е. той общественной почвы, на которой выросло творчество Шекспира. Маркс и Энгельс отметили значение того шага в перед, который сделал Шекспир в искусстве индивидуализации характеров после античного театра, на его реализм в изображении великих исторических коллизий, выявили народное содержание драматургии Шекспира. Хотя на переднем плане в драме Шекспира Действуют представители аристократии, рыцарства и нарождающейся буржуазии, за ними имеются широкий фон- «тогдашняя, поразительно пестрая плебейская общественность» (Ф. Энгельс). Преимущества «шекспиризации» основоположники марксизма определяли как реализм, охватывающий жизнь во всей его сложности и противоречивости, реализм, не превращающий  действующих лиц в отвлеченные «рупоры духа времени».        Энгельс указывал на то, что социалистическая драматургия должна освоить такие черты искусства Шекспира, как живость действия и верное понимание его движущих причин, умение индивидуализировать характеры, разнообразие типов и богатство красок; все это должно сочетаться с раскрытием осознанного смысла и исторического значения жизненных конфликтов. М. Горький считал Шекспира непревзойденным мастером драмы как литературной формы(«О пьесах», 1933).

Параллельно с осмыслением творчества Шекспира в России углублялось и расширялось знакомство с самими произведениями Шекспира. В 18 — начале 19 веков переводились в основном французские переделки Шекспира. Переводы 1-й половины 19 века грешили либо буквализмом («Гамлет» в пер. М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью («Гамлет» в переводе Полевого). В 1840-1860 переводы А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберга и др. обнаружили попытки научного подхода к решению задач художественного перевода (принцип языковой адекватности и т.п.). В 1865-1868 годах под редакцией Н. В. Гербеля вышло первое «Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводе русских писателей». В 1902-1904 годах под редакцией С. А. Венгерова было осуществлено второе дореволюционное Полное собрание сочинений Шекспира

Значительный вклад в современную науку о Шекспире представляют работы А. А. Аникста, Н. Я. Берковского, монография Л. Е. Пинского. Своеобразно осмысляют природу творчества Шекспира кинорежиссёры Г. М. Козинцев, С. И. Юткевич.

Критикуя аллегории и пышные метафоры, гиперболы и непривычные сравнения, «ужасы и шутовство, рассуждения и эффекты» — характерные черты стиля шекспировских пьес, Толстой принял их за приметы исключительного искусства, обслуживающего запросы «высшего сословия» общества. Толстой в то же время указывает и на многие достоинства пьес великого драматурга: его замечательное «умение вести сцены, в которых выражается движение чувств», необыкновенную сценичность его пьес, их подлинную театральность. В статье о Шекспире содержатся глубокие суждения Толстого о драматическом конфликте, характерах, развитии действия, о языке персонажей, о технике построения драмы и т. д.

Он говорил: «Вот я себе позволял порицать Шекспира. Но ведь у него всякий человек действует; и всегда ясно, почему он поступает именно так. У него столбы стояли с надписью: лунный свет, дом. И слава богу, потому что все внимание сосредоточивалось на существе драмы, а теперь совершенно наоборот». Толстой, «отрицавший» Шекспира, ставил его выше драматургов — своих современников, создававших бездейственные пьесы «настроений», «загадок», «символов».

Признав, что под влиянием Шекспира развивалась вся мировая драматургия, не имеющая «религиозного основания», Толстой отнес к ней и свои «театральные пьесы», заметив при этом, что они были написаны «случайно». Так, критик В. В. Стасов, восторженно встретивший появление его народной драмы «Власть тьмы», находил, что она написана    шекспировский мощью.

Заключение

Прошло уже почти четыреста лет со дня смерти Шекспира,  многие  великие драматурги создали после него изумительные  драмы,  но  равных  ему  в  этой области мы не можем назвать. И каково бы  ни  было  их  личное  отношение  к Шекспиру, восхищались ли  они  им,  как  Пушкин,  или  объявляли  его  давно пройденным этапом,  они  сохранили  с  ним  неразрывную  связь.  О  Шекспире написаны сотни книг;  в  науке,  именуемой  шекспироведением,  насчитываются сотни имён учёных.  Среди исследователей творчества Шекспира были и  великие писатели, сказавшие о Шекспире иногда несколько слов, но  бросившие  на  это необыкновенное  явление  новый   ослепительный   свет:   Пушкин,   Тургенев, Достоевский, Гейне, Гёте, Гюго, Шоу… В. Г. Белинский назвал  Шекспира  царём драматических поэтов, «увенчанным целым человечеством»,  и  это  поэтическое определение оказалось очень точным.

Творчество Шекспира многообразно, каждая его драма, комедия, трагедия уникальна, так как охватывает помимо проблем современности, психологический аспект личности. На миросозерцание драматурга влияли события и политические перемены. Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: глубокий интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта о счастье для человека и всего человечества в целом.

Основной идеей эпохи Возрождения была мысль о достойной личности. Время подвергло эту идею трагическому испытанию, свидетельством которого и явилось творчество Шекспира. Создавая свои произведения, Шекспир зачастую находился во власти литературного наследия своих предшественников, однако обращение к нему послужило лишь формой для произведений, которые он наделил абсолютно новым, глубоким содержанием. Правда чувств — вот главный эстетический принцип Шекспира. Никакой ложной фальши, никакой ложной патетики, поэтому так впечатляет

все то, что вышло из под его пера.

Шекспир прожил всего 52 года, но зато сколько он успел сделать за это время! Шекспир был чрезвычайно плодовитым писателем, у него что ни произведение, то жемчужина мировой литературы.

Он умер от тяжелой болезни в сравнительно молодом возрасте. История знает немало примеров, когда смерть уносила жизни великих писателей слишком рано, не дав им возможности еще пополнить сокровищницу мировой литературы (Чехов, Маяковский, Пушкин, Сумароков, Лермонтов).

Я никогда не была поклонницей Шекспира, но готовясь к контрольной работе прочла ряд его произведений: трагедии не произвели на меня никакого впечатления, а вот комедии…у Шекспира было отменное чувство юмора!

Литература:

  1. БСЭ. Второе издание 2009,том 47,стр.641-646.
  2. Электронное издание энциклопедии Кирилла и Мифодия.
  3. A Shakespeare bibliography, v. 1–7, L., 2010
  4. История английской литературы, т. 1, в. 2,
  5. Howard-Hill Т.Н., Shakespearean bibliography and textual criticism. A bibliography, Oxf., 2010
  6. .Библиография русских переводов и критической литературы на
  7. русском языке. 1748–1962, М., 2009.
  8. Шекспир У. Двенадцатая ночь, или Что угодно. Много шума из ничего. Король Ричард III. Ромео и Джульетта. Гамлет, принц Датский. Буря. Сонеты: Пер. с англ. /У. Шекспир. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2009. – 923 с. – (Золотой фонд мировой классики).
  9. Аникст А. А. «Трагедия Шекспира «Гамлет». Москва, Просвещение,  2010г.

 

Поделиться:

Полезные ссылки