Литературный час «Сказочные уроки Константина Дмитриевича Ушинского»
2023 году исполнилось 200 лет со дня рождения талантливого писателя, ученого, учителя, литературоведа, одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.
24 апреля 2023 года в Шингак-Кульской сельской модельной библиотеке прошел литературный час «Сказочные уроки Константина Дмитриевича Ушинского».
В ходе мероприятия читатели познакомились с биографией Ушинского, узнали, что он был не только детским писателем, но и выдающимся педагогом, горячо любившим детей и стремившимся сделать учебу интересной и увлекательной.
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле. Его отец, Дмитрий Григорьевич Ушинский, мелкопоместный дворянин, был участником Отечественной войны 1812 года и отличился в Бородинском сражении. Дослужившись до звания подполковника, он вышел в отставку и стал служить чиновником в казённой палате.
Когда К. Д. Ушинскому было девять лет, семья перебралась жить в Новгород-Северский Черниговской губернии.
Мальчик получил первоначальное домашнее образование. Его первым учителем была мать — Любовь Степановна, умная, образованная женщина. Она успела дать сыну хорошее домашнее образование и привить любовь к наукам. К несчастью, она умерла, когда К. Д. Ушинскому было 12 лет, но оставила в его памяти светлый след и тёплые воспоминания. После ее смерти Константин был зачислен сразу в третий класс в Новгород-Северской гимназии. Он много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы. Как отмечали позже его биографы, он терпеть не мог подхалимства среди учеников и несправедливости некоторых учителей.
В 1840 году К. Д. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где преподавали блестящие преподаватели своего времени и стал одним из лучших студентов. Четыре года спустя Константин Ушинский стал кандидатом юриспруденции, однако решил остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Помимо юриспруденции и философии, юноша интересовался театром и литературой, его искренне волновали проблемы народного образования.
По окончании университета К. Д. Ушинский два года прожил в Москве, готовясь к магистерскому экзамену. Для К. Д. Ушинского это было время социальных и научных исканий. В 1845 году он даже задумал написать историю России.
В 1846 году в возрасте двадцати трёх лет он был принят в Ярославский Демидовский лицей на должность профессора на правовую кафедру. Преподавая в лицее, К. Д. Ушинский в 1848 году был редактором газеты «Ярославские губернские ведомости».
Однако молодой преподаватель с либеральными взглядами на учебный процесс не смог найти общий язык с руководством лицея, и был вынужден уйти с должности. В течение последующих полутора лет, что Ушинский искал себе новое место, он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей. Вскоре он переехал в Петербург, где устроился мелким чиновником.
В 1854 году Ушинский поступил на службу в Гатчинский Сиротский институт, где преподавал русскую словесность, а спустя время был назначен инспектором классов. Именно в тот период Константин Дмитриевич стал писать статьи на педагогическую тематику. Его первая работа «О пользе педагогической литературы» имела большой успех, и благодаря ей Ушинский стал постоянно сотрудничать с такими изданиями как «Журнал для воспитания», «Библиотека для чтения», «Современник».
В 1859 году Константин Ушинский был приглашен на должность инспектора классов в Смольный институт. Он сразу с большим энтузиазмом принялся заниматься нововведениями: ввел практику проведения педагогических совещаний, создал класс для подготовки будущих воспитательниц, но самое главное – искоренил разделение учениц на мещан и благородных.
Вот только подобное новаторство далеко не всем пришлось по душе. Начальница Смольного института обвинила Ушинского в вольнодумстве, в результате чего он был вынужден покинуть институт и отправиться изучать школьное дело за границу. Константин Дмитриевич побывал во многих странах – Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, и везде записывал свои наблюдения. Собрав приличный материал, он написал книги «Детский мир» и «Родное слово», а также руководство для учителей и родителей.
Вернувшись в Россию после длительного путешествия, Ушинский принялся работать над своей главной книгой – «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Он успел написать два тома, а третий так и остался незаконченным.
В биографии Ушинского было место и общественной деятельности, к которой педагог пристрастился на склоне лет. Он принял участие в учительском съезде в Крыму, побывал в учебных заведениях Симферополя, охотно общался с учителями и учащимися.
Кроме того, Константин Дмитриевич продолжал много писать. Среди его последних работ – статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников.
После трагической гибели старшего сына Ушинский решил переехать жить с семьей в Киев. Но прежде ему необходимо было отправиться на лечение в Крым. По дороге Константин Дмитриевич сильно простудился, и умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе. (Источник: https://vzryvmozga.ru/biografiya/kratkaya-ushinskogo.html )
Для ребят было большим открытием, что такие известные сказки, как «Репка», «Колобок», «Золотое яичко», «Мужик и медведь», Леса и козёл», «Петух да собака» и др. написаны К. Д. Ушинским. В них Ушинский показал детям, как велик, разнообразен, интересен окружающий их мир.
Ушинский очень любил детей и очень переживал, когда видел, что ребенку трудно учиться. Как педагог, он хотел, чтобы ребята с удовольствием получали знания и изучали материал по интересным учебникам. Константин Дмитриевич написал и издал замечательные книги «Родное слово» и «Детский мир». Это были первые в России общедоступные учебники для начального обучения детей, книги, понятные всем детям: рассказы и сказки о жизни природы и о мире животных. Он пересказывал для детей народные сказки, использовал в своих рассказах пословицы, поговорки, присказки. И все его книги – это кладезь мудрости и доброты.
Константин Дмитриевич всю жизнь работал педагогом, искал новые пути для образования в России. Старался привить на практике все лучшее, о чем читал или что видел за границей. Для этого он много ездил по Европе, читал архивные записи русских инспекторов по высшим учебным заведениям, встречался с педагогами и учащимися.
Так же читатели провели громкие чтения рассказов «Четыре желания», «История одной яблоньки» и обратили внимание, что произведения К.Д. Ушинского написаны простым языком и несут в себе глубокий смысл.
Поделиться: