/ Новости/ Исследовательская работа "Лесной художник Шишкин" к 190-летию известного русского художника – пейзажиста, живописца, рисовальщика, гравёра-аквафортиста Ивана Ивановича Шишкина (1832 - 1898)

Исследовательская работа «Лесной художник Шишкин» к 190-летию известного русского художника – пейзажиста, живописца, рисовальщика, гравёра-аквафортиста Ивана Ивановича Шишкина (1832 — 1898)

В 25 января 2022 года, как-то незаслуженно тихо наступила очень знаменательная дата – 190-летие со дня рождения выдающегося русского художника – уроженца Елабуги, поистине великого живописца, чьи шедевры украшают Третьяковскую галерею и многие другие российские и мировые музеи, – Ивана Ивановича Шишкина.

Нелегкий путь прошел Иван Иванович Шишкин от увлеченного рисованием мальчика, купеческого сына, из провинциального городка, до академика и профессора живописи Императорской академии художеств, живописца такого уровня, что его картины мгновенно раскупались не только простыми людьми с передвижных выставок, но и приобретались самим Императором.

Художнику пришлось преодолеть сопротивление привычной среды, приучавшей его к семейному,  купеческому делу;  давление преподавателей,  желавших, чтобы он занялся каким-то более доходным видом  живописи, нежели пейзажем; драматические события личной жизни – потери близких одна за другой; нападки критиков, убеждавших общество, что Шишкин натуралист, а не художник.

Несмотря на все это Иван Иванович Шишкин выстоял и подарил современникам и потомкам свои шедевры. Его творчество по-настоящему народно и любимо народом.

Шишкин любил изображать на своих картинах дремучие первозданные леса, показывать их дикость, свободу и красоту. Что не лесной пейзаж, «то свой мятеж цветов и звуков». Красота дикого леса – высокий и прекрасный дар. В своем величии с ней могут сравнится разве что только горы.

«В рисунке природы не должно быть фальши. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», — так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик(1865 г.) и профессор(1873 г.) живописи Петербургской академии искусств, и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах.

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшее из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

И. И. Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди пейзажистов. В этом с ним может соперничать лишь И. К. Айвазовский.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Ни кто до Шишкина с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище», -записал он несколько позже в дневнике. «Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы…»

Иван Иванович Шишкин знал русскую природу «ученым образом», как отмечал Крамской, и любил ее со всей силой могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли «лесным богатырем-художником», «царем леса», «старик – лесовик», его могли сравнивать со «старой крепкой сосной, мохом поросшей», но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.. Культ дерева, леса действительно был присущ ему в высшей степени. Он видел в нем бесконечное разнообразие форм, воплощение бессмертия природы, материализацию чувства Родины.

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

http://smb-shingak.ru/wp-content/uploads/2022/01/Issledovatelskaya-rabota-Lesnoj-hudozhnik-SHishkin-1.pdf

Исследовательская работа

«Лесной художник Шишкин»

к 190-летию известного русского художника –

пейзажиста, живописца, рисовальщика, гравёра-аквафортиста

Ивана Ивановича Шишкина

(1832 — 1898)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………….…3

  1. О Шишкине………………………………………………………….5
  2. История создания……………………………………………….….8
  3. Описание картины…………………………………………………10

Заключение………………………………………………………..….12

Список литературы………………………………………………..…14

 

Введение

25 января 2022 года, как-то незаслуженно тихо наступила очень знаменательная дата – 190-летие со дня рождения выдающегося русского художника – уроженца Елабуги, поистине великого живописца, чьи шедевры украшают Третьяковскую галерею и многие другие российские и мировые музеи, – Ивана Ивановича Шишкина.

Шишкин любил изображать на своих картинах дремучие первозданные леса, показывать их дикость, свободу и красоту. Что не лесной пейзаж, «то свой мятеж цветов и звуков». Красота дикого леса – высокий и прекрасный дар. В своем величии с ней могут сравнится разве что только горы.

«В рисунке природы не должно быть фальши. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», — так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик(1865 г.) и профессор(1873 г.) живописи Петербургской академии искусств, и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах.

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшее из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

И. И. Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди пейзажистов. В этом с ним может соперничать лишь И. К. Айвазовский.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Ни кто до Шишкина с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище», -записал он несколько позже в дневнике. «Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы…»

Иван Иванович Шишкин знал русскую природу «ученым образом», как отмечал Крамской, и любил ее со всей силой могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли «лесным богатырем-художником», «царем леса», «старик – лесовик», его могли сравнивать со «старой крепкой сосной, мохом поросшей», но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.. Культ дерева, леса действительно был присущ ему в высшей степени. Он видел в нем бесконечное разнообразие форм, воплощение бессмертия природы, материализацию чувства Родины.

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

О Шишкине.

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуге на реке Каме, среди величественной и суровой природы. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных в провинциальном городе .

Шишкины – старинный купеческий род. Все это были люди честные, мастеровые: кто-то лил колокола, кто-то часы собирал… Дедушка Шишкина очень любил старую книгу, его отец был городским главой, человеком начитанным и просвещенным. Хоть и купец, а личность очень интересная, не в пример современным «купчишкам». Купцы в XIX веке были людьми, которые всегда помнили, что живут в России и для России. Конечно, они «накидывали» лишнюю копейку на свой товар, но не забывали поставить храм или построить водопровод для родного города.

В праздники Шишкины всегда привечали нищих, кормили их и поили, отдавая таким образом дань усопшим, ведь в то время считалось, что их души приходили в дом именно с бедняками.

Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Выйдя замуж, она посвятила себя даму и шестерым детям. Родительский дом Шишкиных стоял на высоком берегу р. Тоймы, из окон было видно место, где она впадала  в Каму, а вокруг – озера, заливные луга, дубравы и вековые сосновые боры. Все это развило поэтическое воображение мальчика.

Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел не заменимого друга в своем отце. Отец его небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Очень увлекался историей, частенько привозил Ванюше книжки по искусству и первым из елабужан выпустил книгу о родном городе. Конечно же, на маленького Ваню он производил огромное впечатление рассказами о русской старине.

Стремясь привить сыну интерес к старине,  истории, природе, к чтению привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К.И. Невструеву. В 1844 г. отец отдал мальчика в Казанскую гимназию, там будущий художник нашел несколько товарищей, с которыми мог рисовать и рассуждать об искусстве. Нужно ли говорить, что маленький Иван очень любил рисование? В детстве его называли «мазилкой», ведь даже забор своего дома умудрялся раскрасить!  Но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её . Уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям, и он после летних каникул 1848 г. не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». Юноша вернулся в отчий дом, где томился в течении последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.

Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856) лишь двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся его желанию стать художником (за исключением отца, он поощрял любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано). Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью.

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик.

Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И.Н. Крамским. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России.

За полотно «Лесная глушь», написанное в 1872 году, Шишкин наконец получает звание профессора Академии художеств.

В частной жизни Шишкин не был так удачлив как в творческой, он дважды был женат. В апреле 1874 года умирает первая жена художника Евгения Александровна, а затем — маленький сын. Поддавшись тяжелым личным переживаниям, живописец на некоторое время бросил творческую деятельность и уехал в деревню, где пристрастился к алкоголю. Но все же через некоторое время Шишкин смог вернуться к жизни, и уже в 1875 году на 4-й Передвижной выставке художник выставил ряд картин, наибольший успех из которых имело произведение «Родник в сосновом лесу».

Вскоре художник женился во второй раз. Избранницей Шишкина стала его ученица — девушка по имени Лагода талантливая художница, во многом перенявшая методы своего учителя. Однако через некоторое время Шишкин опять остался вдовцом. Его вторая жена умерла в возрасте тридцати одного года, оставив ему двух дочерей.

Его жены и сыновья умерли. Но никогда живописец не позволил печали отразиться на своих полотнах.

В 1870-х годах художник увлекается офортом — техникой глубокой печати, которая позволяла свободно рисовать без каких-либо физических усилий. Этот метод стал для Шишкина самостоятельной и важной областью творчества.

В течение всей жизни живописец периодически посещает свою малую родину — Елабугу. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В 1880-е годы художник создает много пейзажей, в сюжетах которых обращается к теме русской природы. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).

История создания

Иван Шишкин прославил не только свой родной город (Елабугу) на всю страну, но и всю громадную территорию России на весь мир. Самой известной его картиной считается «Утро в сосновом лесу». Чем она так знаменита и почему считается практически эталоном живописи? Попробуем разобраться в этом вопросе. Шишкин и пейзажи Иван Шишкина — известный художник-пейзажист. Его уникальный стиль работы берет свои истоки из Дюссельдорфской школы рисования. Но, в отличие от большинства коллег, художник пропустил основные приемы через себя, что позволило создать уникальный, не присущий никому другому стиль. «Утро в сосновом лесу» – наиболее известное произведение великого русского живописца, ставшее классикой русского реалистического пейзажа. Благодаря именно этой работе его имя хорошо известно во всём мире. Уникальный мастер в изображении лесных ландшафтов Иван Шишкин как никто другой любил природу северного леса с его пленительными и очаровательными красками, голубым прозрачным воздухом,  тяжелыми кронами деревьев, сквозь которые пробиваются первые лучи утреннего солнца. Только он мог настолько точно передать всю полноту ощущения жизни, выхватив всего одно мгновение из мира природы.

Знаменитой является картина «Утро в сосновом лесу», известное всем по обертке полюбившихся всем с детства шоколадных конфет «Мишка косолапый».

Над полотном  Иван Шишкин работал в 1889 году. С популярностью этого полотна могут поспорить лишь очень немногие произведения русских мастеров живописи. Лучи восходящего солнца слегка золотят верхушки деревьев, они пока не в состоянии полностью развеять туманную дымку, но взор зрителя все же проникает в сокровенную глубину соснового бора.

Не смотря на то, что Шишкин редко писал животных в своих произведениях, отдавая предпочтения все таки красотам земной растительности. Он конечно рисовал в некоторых своих работах овечек и коров, но видимо его это несколько напрягало. Шишкину замысел картины подсказал его коллега Савицкий Константин Апполонович. В данном сюжете медведей написал он , который время от времени занимался творчеством вместе с Шишкиным. Возможно он и предложил совместную работу. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Все бы ничего, картина очень понравилась всем, в том числе и известному меценату Павлу Третьякову. Однако, когда картину приобрел коллекционер, уже приобретший сотни пейзажей, написанных Шишкиным, он  потребовал убрать  подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Пришлось исполнить требование коллекционера. Константин Савицкий позднее отозвал претензию на участие в работе и в настоящее время авторство над картиной принадлежит полностью Ивану Шишкину. В результате в этом соавторстве возникла ссора, потому как, весь гонорар был заплачен главному исполнителю картины. Конечно точной информации по этому поводу, практически нет, историки разводят руками. Можно, конечно только догадываться, как был разделен этот гонорар и какие неприятные ощущения были в кругу коллег художников.

Это объединенное соавторство было единственным случаем в творчестве пейзажиста, даже не ожидавшего ни каких дальнейших подвохов в объединенном творчестве.

Описание картины

Удивительное состояние природы Шишкин увидел на острове Городомля, расположенном на озере Селигер. Большая часть  здешнего ландшафта остается неизменным на протяжении веков и до сих пор напоминает те густые сосновые леса, которые изображал   Иван Шишкин.

Картина является наиболее заметным живописным шедевром в творческом наследии художника. Всем нам известно, что этот художник очень любил лес и его природу, любовался каждым кустиком и травинкой, заплесневелыми стволами деревьев украшенные обвисающими от тяжести листвы и хвои ветвями. Всю эту любовь Шишкин отражал на обычном льняном холсте, чтобы потом весь мир увидел непревзойденное и по ныне мастерство великого русского мастера.

При первом знакомстве с картиной в зале Третьяковки, разум человека полностью вливается в атмосферу леса с дивными и могучими великанами соснами, от которых так и разит хвойным ароматом. Хочется глубже дышать этим воздухом, своей свежестью замешанный с утренним лесным туманом покрывающим окрестности леса. Видимые верхушки вековых сосен прогнувшихся от веса ветвей ласково освещены утренними лучами солнца.

Сегодня картина очень распространена, как писалось выше известна даже детям, кто любит конфеты и сувениры, частенько ее даже называют Три медведя.

Также сегодня современные мастера рисуют копии, украшая красотами нашей русской природы различные офисы и представительские светские залы, ну и конечно наши квартиры. В оригинале сей шедевр можно увидеть посетив не часто посещаемую многими Третьяковскую галерею в Москве.

Сюжет с картиной «Утро в сосновом лесу» получил широкую известность среди современников, было много разговоров и рассуждений относительно отображенного художником состояния природы. Очень красочно показан туман, украсивший мягкой голубой дымкой воздушность утреннего леса. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток. Как мы помним художник уже писал картину «Туман в сосновом лесу» и этот прием воздушности получился очень кстати и в этом произведении.

На картине изображено утро в Беловежской Пуще. Шишкин сумел поймать один миг из целой лесной жизни. Он передал при помощи рисунка момент начала дня, наполняя композицию радостными чувствами, когда солнце только начало вставать яркое освещая небо, но не может пробиться сквозь густые кроны деревьев в глубину леса. Она вечно покрыта белесой пеленой. В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости.

На переднем плане — вырванная с корнем, разбитая пополам сосна. Сколы деревьев ещё не потемнели и, кажется ещё видишь, как сочится смола. Но на месте поваленной сосны уже пробивается молодая поросль.  Кто совершил это? Может, ураганный ветер сломил таки лесного гиганта. А может, это сделали звери. А вот и они. Медведица и три медвежонка облюбовали поваленное дерево. На обломках дерева резвятся медвежата, они  играют, как любят играть все дети. Медведица предостерегающе рычит на расшалившихся малышей, озорную игру охраняет мама . Темная, почти черная, шкура медведицы сливается с кустом, возле которого она сидит. Но она совсем не расслаблена. По ее напряженной фигуре видно, что в любой момент она придет на помощь медвежатам, если таковая понадобится. А медвежата с головой унеслись в исследование поваленного дерева. Солнечные лучи, пробиваясь сквозь кружево еловых лап, играют на их шкурах. Только один медвежонок напряжен. Он смотрит в белесую даль, встав на задние лапы. Этот сюжет можно сказать очень явно оживил картину добавляя всей композиции атмосферу повседневной жизни лесной природы.

Картина «Утро в сосновом лесу» — очень яркая и настолько реалистичная, что кажется, будто бы это не шедевр кисти, а снимок лесного пейзажа. Каждая деталь картины изображена профессионально, с любовью и трепетом.

Главный акцент картины – это сочетание солнечного света на заднем плане и медведей на переднем. Если визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что они изображены художником наиболее ярко и насыщенно. Все остальное является просто легкими дополняющими зарисовками.

Заключение

В 1894-95 годах Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств.

Достойным завершением богатого творческого пути Шишкина стало произведение «Корабельная роща», написанное в 1898 году. Это самая крупная в творчестве Шишкина картина является последним, завершающим образом в созданной им галерее, символизирующей великолепие русской природы.

Художник умер 8 марта 1898 года сидя за мольбертом.  В свои 66 лет он находился в полном расцвете творческих сил. В его мастерской стояла только что начатая картина «Лесное царство». Похоронили великого живописца в Санкт–Петербурге на Тихвинском кладбище в Александро – Невской лавре.

«Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, — писал Шишкину В. М. Васнецов в 1896 году, — Если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать».

Сегодня творчество Ивана Ивановича Шишкина покоряет нас мудростью своего мировидения, лишенного хоть какого-то намека на суетливость и компромисс.

Его новаторство — в устойчивости, чистоте традиций, в первичности и цельности ощущения мира живой природы, в его любви и преклонении перед натурой.

Не рабское следование и копирование, а глубочайшее проникновение в душу пейзажа, верный однажды взятый камертон могучей песни — вот что свойственно былинному складу творчества Шишкина.

«Россия — страна пейзажей», — утверждал Шишкин. Им создано немало художественных пейзажей-символов России, и картина «Утро в сосновом лесу» является для многих поколений людей на всей планете одним из таких символов.

Шишкин — автор потрясающего пейзажа, я уверен, что даже без медведей картина обязательно бы стала такой же известной, как и с ее косолапыми обитателями.

Полотно с 1889 года размещено в Третьяковской галерее.

 

Лес только что проснулся утром рано…

Еще лежит в низинах сизый пар,

Но солнце встало: утренний пожар

Заполыхал в вершинах рдяно.

Студеный воздух тих и дышит пряно

Смолой, грибами. Бор дремучий стар:

Завален буреломом ветхий яр,

Зарос малинником откос поляны.

Какая тишь! Лишь дятла робкий стук

В ветвях сосны высокой медвежонка

Насторожится заставляет вдруг.

Но зря он слух свой напрягает тонкий,

Встав на дыбы, его спокойна мать;

И братьям любо на стволе играть.

(И. Пузанов)

 

Утро в сосновом бору

 

Утром в сосновом бору

Затеяли мишки игру:

Забравшись на дерево, мишки

Кидали сосновые шишки…

А мама-медведица сердится:

— Слезайте! – кричит им медведица.-

Вы что же опять натворили?

Такую сосну повалили

Но маму не слушают дети.

Довольны собою медведи:

-Пусть с виду мы косолапые,

Зато мы ребята не слабые!     ( А. Усачев)

 

Список литературы

  1. Т. Юрова. Шишкин И. И. Альбом репродукций. М., 2007
  2. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 2009
  3. Манин В. Иван Шишкин. М.: Белый город, 200
  4. Шувалова И. Н. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 2003
  1. Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,2005
  2. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / Сост. И. Н. Шувалова — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 2005
  3. Татьяна Гиматдинова, газета «Новая неделя. Итоги», № 2 (265), 20.01.2012

 

Составитель:       Нагаева Л.З.

 

Поделиться:

Полезные ссылки