«Слово Мустая»
Чтобы талант зазвучал в полный голос, нужно много самоотверженно трудиться, был уверен поэт
Говорят, слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей. Словом можно убить, а можно сделать счастливейшим человеком на земле. Люди, которые обладают талантом дарить крылья упавшим духом, встречаются редко.
Мустай Карим был как раз из них, избранных. Начав писать стихи еще в шестом классе,он уже чувствовал, быть может, интуитивно, могущество, нежную власть слов. Они рождались в его сердце как жемчужины в крепких створках надежной раковины: рождаясь от крохотной песчинки, начинали сиять, даря любовь, мудрость, надежду, красоту и веру.
Говорят, человек жив,пока жива память о нем…
«Популярность — сладкий мед, слава — пожизненная ноша».
«Те, кто любят поэзию и музыку, живут на светлой стороне».
«Я не хочу быть ни Человеком дня, ни Человеком года. Я хочу всегда быть только самим собой».
«Искусство — открытие и потрясение».
«Убеждать других легче, чем самого себя».
«Малые промахи могут привести к большим потерям».
«У истории две памяти — добрая память и злая память. Они рождены от добрых или злых помыслов и поступков, вольных и невольных промахов и ошибок наших предков, у которых были причины и поводы дружить или враждовать. Но прозорливым потомкам — если они действительно прозорливы — в дни и годы невзгод и испытаний следует обращаться к доброй памяти. Она не обманывает, не введет в заблуждение. Она осветит омраченные умы, усмирит неистовствующие сердца».
«На горе можно отзываться даже по долгу, а радость разделяют только по зову души, только друзья».
«Я убежден: человек, имеющий отношение к творчеству, может обрести себя как художник тогда, когда он будет ощущать боль другого, когда эта боль станет его болью».
«Несвобода возникает не потому, что тебе что-то запрещают, несвободен ты тогда, когда чувствуешь себя неспособным бороться против зла, в полной мере утверждать добро, когда мелочные обстоятельства мешают поступить так, как надо».
«Театр — мир особенный, где не должно быть ни малейшей фальши, унижающей человека непристойности, недобропорядочности».
«Я глубоко убежден, что искусство призвано быть целомудренным и высоконравственным. Это вовсе не значит, что его надобно лишить плоти. Плоть в искусстве должна быть предметом и сферой восхищения, а не объектом унижения человеческого достоинства женщины и мужчины, глумления над красотой и гармонией тела».
«Большой поэт не состоится без отрицания, но отрицание не самоцель. Отрицать легче, чем утверждать».
«Бросить вызов легче, чем научить человека быть лучше».
«Настоящий поэт так или иначе обновляет традицию, но играться с нею — это не дело настоящего поэта».
«Талант не может быть трусливым, чем он больше, тем отчаяннее; талант и робость несовместимы».
«Каждый писатель должен быть убежден, что способен сказать в литературе новое слово. По-моему, это значит видеть мост сегодняшнего, по которому человек из вчера идет в завтра. Это не только видение, но и предвидение, предвидение социальных, политических перемен, предвидение отношения человека к миру, каким оно будет завтра».
«Искусство не может существовать без открытий. Вторичность, даже упакованная в очень красивые одежды, обречена на небытие».
«Истинный писатель угадывает истину на все времена, пропуская ее через себя, через свой опыт, размышления, разочарования, боли, и тогда эта истина становится достоянием других».
«Критерий внутренней свободы — правдивость, но если я завидую, я тоже не свободен.
Эти качества душат внутреннюю свободу. Человек, зараженный бациллой враждебности, тоже подневольный».
«Внутренняя свобода осознается человеком цивилизованным. Индивидуум обладает ею независимо
от образования. Знал малограмотных людей в деревне, носящих свободу в себе».
«Мы думали, что хорошая жизнь обеспечивает духовное развитие. Но есть парадокс: сытая жизнь часто рождает леность мысли».
«В старину говорили:
«Мудр тот, кто не только произносит мудрые слова, но и умеет слушать немудрые речи неразумных и делает умные выводы»».
«Прожив жизнь и узнав о жизни из книг, пришел к выводу: очень рискованно нарушать естественное течение жизни. Жизнь должна идти своим ходом. В ней бывают взлеты, бывают падения. Но нельзя ставить задачу изменить жизнь за считаные годы».
«От щедрой души и вода шербет».
«Нельзя жить только прошлым. Если бы мы жили только страданиями и горечью прошлого, то лишили бы радости и надежд будущее, попросту обкрадывали бы его».
«Того, кто тебе сиюминутного добра не сделал, — недобрым, кто за руку не поздоровался, — безруким, словом с тобой не перемолвился, — безъязыким, считать нельзя».
«Распознанная ошибка, даже прегрешение, если за них расплатился, со временем становятся твоими советчиками, требовательными друзьями.
А нераспознанные или сокрытые так и остаются врагами».
«В каждом человеке есть главный стержень, его духовному миру опора. И, по-моему, самая крепкая, самая надежная опора, самый твердый, никаким бедам, невзгодам не поддающийся стержень — это вера в чудо».
Поделиться: